Сибирские огни, 1982, № 3
Афанасий Коптелов обрел еще в 30-х годах, когда в «Сибирских огнях» появился его роман «Великое кочевье». Его знаменитая трилогия о В. И. Ленине —«Большой зачин» (1963), «Возгорится пламя» (1965— 1968), «Точка опоры» (1973—1977) — в течение пятнадцати летлшага- лась на страницах нашего журнала. Она переведена на многие языки, принесла автору международную известность, последний роман трило гии, «Точка опоры», удостоен Государственной премии СССР. Такую же верность журналу хранит Елизавета Константиновна Стюарт. Впервые она напечатала стихи «Слон», «Сказочка для детей» и «На севере» в 1934 году, а в нынешнем, юбилейном номере она публи кует новые стихи. А ведь это —почти полвека! Можно с уверенностью сказать, что творчество Е. К. Стюарт в значительной степени формиро вало вообще поэтический облик «Сибирских огней», критерии его разде ла поэзии. От этой верности широкая известность вовсе не минула ее. Много книг Е. К. Стюарт издано в Москве, ее стихи переведены на укра инский и молдавский, на венгерский и польский. Она имеет правитель ственные награды за заслуги в развитии советской литературы, украин скую республиканскую медаль имени Тараса Шевченко за образцовые переводы на русский стихов великого кобзаря. С 1922 по 1972, до дня своей кончины —полвека,—сотрудничал в журнале Кондратий Никифорович Урманов, один из основателей «Сибирских огней», выпускающий, или метранпаж, в первом составе редакции. В 1930 году напечатал стихотворение «Штурм» Александр Иванович Смердов, в 60—70-х годах главный редактор журнала, и по сей день, вот уже пятьдесят два года, верно он служит «Сибирским огням» как автор и как член редколлегии. Ушедшие из жизни, но не из литературы Илья Мухачев, Савва Кожевников, Казимир Лисовский. Ныне живущие и продолжающие творческий путь Леонид Иванов, Илья Лавров, Леонид Чикин, Леонид Решетников... Немало, очень немало можно еще называть «долгожите лей» журнала, которые четверть века, полвека и больше сотрудничали и сотрудничают в «Сибирских огнях», определяя многие годы его идейно художественные тенденции, его общественно-литературный уровень. Для советской литературы в целом, для всесоюзного читателя, не так уж важно, в каком журнале родился писатель, появилось то или иное произведение. Советская литература неделима на регионы, на столицу и периферию. И все же каждый журнал бережет и ценит, как свой золотой фонд, постоянных, многолетних авторов. Именно они не сут традиции журнала, определяют, при всех неизбежных временных переменах, стабильность его облика. Они как стержень, как сердцевина, на которую наслаиваются все новые и новые поколения писателей, вы зревают новые манеры письма, иной, соответствующий эпохе стиль. И вместе с тем этот стержень не позволяет безоговорочно принимать всё новое только потому, что оно новое. Идет, может быть даже бессозна тельно, соотносимый с традициями отбор. В этом нет ничего плохого. Наоборот, это прекрасно, что советские журналы не унифицированы, что «Новый мир» отличается от «Нашего современника», «Молодая гвардия» от «Юности» и кругом авторов, и традициями, и отличием в трактовке современных проблем. Но. «Сибирские огни» в этом отношении, вероятно, находятся в наиболее сложном положении. Поскольку они являются единственным русским журналом (есть в Якутии «Полярная звезда», в Бурятии «Бай кал») в огромном регионе Западной и Восточной Сибири, то перед ними стоит задача как можно полнее учитывать все разнообразие ма нер и направлений, рождающихся в творчестве писателей-сибиряков, прежде всего молодых поколений. Если москвича, скажем, не приняла «Молодая гвардия», то он поедет на трамвае в «Юность», а новосибирцу, омичу или абаканцу некуда идти,—по крайней мере, по месту житель ства,—кроме как в «Сибирские огни». Должно быть, эту сложность —сохранять традиции и одновремен но пошире давать дорогу новым веяниям —нам все-таки удается прё- 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2