Сибирские огни, 1982, № 3

Афанасий Коптелов обрел еще в 30-х годах, когда в «Сибирских огнях» появился его роман «Великое кочевье». Его знаменитая трилогия о В. И. Ленине —«Большой зачин» (1963), «Возгорится пламя» (1965— 1968), «Точка опоры» (1973—1977) — в течение пятнадцати летлшага- лась на страницах нашего журнала. Она переведена на многие языки, принесла автору международную известность, последний роман трило­ гии, «Точка опоры», удостоен Государственной премии СССР. Такую же верность журналу хранит Елизавета Константиновна Стюарт. Впервые она напечатала стихи «Слон», «Сказочка для детей» и «На севере» в 1934 году, а в нынешнем, юбилейном номере она публи­ кует новые стихи. А ведь это —почти полвека! Можно с уверенностью сказать, что творчество Е. К. Стюарт в значительной степени формиро­ вало вообще поэтический облик «Сибирских огней», критерии его разде­ ла поэзии. От этой верности широкая известность вовсе не минула ее. Много книг Е. К. Стюарт издано в Москве, ее стихи переведены на укра­ инский и молдавский, на венгерский и польский. Она имеет правитель­ ственные награды за заслуги в развитии советской литературы, украин­ скую республиканскую медаль имени Тараса Шевченко за образцовые переводы на русский стихов великого кобзаря. С 1922 по 1972, до дня своей кончины —полвека,—сотрудничал в журнале Кондратий Никифорович Урманов, один из основателей «Сибирских огней», выпускающий, или метранпаж, в первом составе редакции. В 1930 году напечатал стихотворение «Штурм» Александр Иванович Смердов, в 60—70-х годах главный редактор журнала, и по сей день, вот уже пятьдесят два года, верно он служит «Сибирским огням» как автор и как член редколлегии. Ушедшие из жизни, но не из литературы Илья Мухачев, Савва Кожевников, Казимир Лисовский. Ныне живущие и продолжающие творческий путь Леонид Иванов, Илья Лавров, Леонид Чикин, Леонид Решетников... Немало, очень немало можно еще называть «долгожите­ лей» журнала, которые четверть века, полвека и больше сотрудничали и сотрудничают в «Сибирских огнях», определяя многие годы его идейно­ художественные тенденции, его общественно-литературный уровень. Для советской литературы в целом, для всесоюзного читателя, не так уж важно, в каком журнале родился писатель, появилось то или иное произведение. Советская литература неделима на регионы, на столицу и периферию. И все же каждый журнал бережет и ценит, как свой золотой фонд, постоянных, многолетних авторов. Именно они не­ сут традиции журнала, определяют, при всех неизбежных временных переменах, стабильность его облика. Они как стержень, как сердцевина, на которую наслаиваются все новые и новые поколения писателей, вы­ зревают новые манеры письма, иной, соответствующий эпохе стиль. И вместе с тем этот стержень не позволяет безоговорочно принимать всё новое только потому, что оно новое. Идет, может быть даже бессозна­ тельно, соотносимый с традициями отбор. В этом нет ничего плохого. Наоборот, это прекрасно, что советские журналы не унифицированы, что «Новый мир» отличается от «Нашего современника», «Молодая гвардия» от «Юности» и кругом авторов, и традициями, и отличием в трактовке современных проблем. Но. «Сибирские огни» в этом отношении, вероятно, находятся в наиболее сложном положении. Поскольку они являются единственным русским журналом (есть в Якутии «Полярная звезда», в Бурятии «Бай­ кал») в огромном регионе Западной и Восточной Сибири, то перед ними стоит задача как можно полнее учитывать все разнообразие ма­ нер и направлений, рождающихся в творчестве писателей-сибиряков, прежде всего молодых поколений. Если москвича, скажем, не приняла «Молодая гвардия», то он поедет на трамвае в «Юность», а новосибирцу, омичу или абаканцу некуда идти,—по крайней мере, по месту житель­ ства,—кроме как в «Сибирские огни». Должно быть, эту сложность —сохранять традиции и одновремен­ но пошире давать дорогу новым веяниям —нам все-таки удается прё- 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2