Сибирские огни, 1982, № 3
Давно вошло в золотой фонд советской поэзии имя Павла Василье ва. А ведь он, семнадцатилетним, в 1927 году, начал свой творческий путь тоже в нашем журнале. «Сибирские огни» публиковали не только завершенные произведе ния, но иной раз они служили как бы лабораторией, в которой посте пенно рождались из набросков, отрывков, проходили первые испытания на читательский интерес романы, становившиеся потом знаменитыми. В 1933 году вышел отдельной книгой и сразу приобрел долговременную популярность роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Но первая часть этого романа под названием «Истоки» печаталась в нашем журна ле еще в 1928 году. Так же слагался постепенно в течение 1929.—1932 годов роман Ефима Пермитина «Капкан». А его роман «Когти», по явившийся в первых отрывках в 1931 году, Максим Горький включил в список двадцати пяти лучших советских книг 20—30-х годов. Широко известно имя одного из крупных советских поэтов Василия Федорова. В 1944 году молодой мастер новосибирского авиазавода име ни Чкалова опубликовал свои первые стихи «Сосна» и «Хочу в письме о всем тебе поведать» одновременно в заводской многотиражке и в «Си бирских огнях». А в 1947-м была опубликована в журнале его поэма «Марьевская летопись», с которой началась поэтическая слава Васи лия Федорова. В 1949 году читатели узнали уникального писателя, инженера-гео- дезиста, начальника крупных картографических экспедиций, Григория Федосеева. «Мы идем по Восточному Саяну», «В тисках Джугдыра», «Смерть меня подождет», «Последний костер»,— эти документальные повести, теперь переведенные на все основные языки мира, печатались в «Сйбирских огнях». В 1955 году в редакцию пришел двадцатисемилетний Анатолий Ива нов, редактор районной газеты, с рассказом «Алкины песни». Этот рас сказ был напечатан, а через два года появился в журнале роман «По витель», а еще через пять лет — роман «Тени исчезают в полдень». А. С. Иванов несколько лет работал заместителем главного редактора «Сибирских огней», и «огнелюбы» с признательностью оценивают его вклад в развитие журнала, в рост его популярности. Василий Шукшин, как известно, был прежде всёго новеллист и сце нарист, но он написал и два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю (Степан Разин)». Оба они увидели свет в «Сибирских огнях», со ответственно в 1965 и 1971 годах. Широкую популярность творчество Виктора Астафьева обретает с повести «Кража», появившейся в нашем журнале в 1966 году. Роман «Хребты Саянские» Сергея Сартакова и егб же «Барбинские повести», отмеченные Государственной премией СССР,—это «Сибирские огни» первых послевоенных лет. Романы «Горькие травы» и «Исход» ввели в большую литературу имя Петра Проскурина. На протяжении своей истории «Сибирские огни» вводили в лите- ратуру все новые и новые крупные имена. Но несколько писателей в этой истории занимают особое место. И первый из них Афанасий Лаза ревич Коптелрв. Можно назвать, немало славных имен, для которых наш журнал послужил лишь стартовой площадкой в большую литерату ру. Но А. Л. Коптелов сохранил верность своему литературному отчему дому на протяжении всего своего творчества. Как напечатал он первый рассказ «Антихристово время» в 1925 году, когда ему шел двадцать первый год, так и печатается в «Сибирских огнях» на протяжении пяти десяти семи лет, вплоть до сего дня, до второй книги романа «Точка опоры», в 1977 году, до воспоминаний в нынешнем номере журнала. И дело не только в том, что редакция испытывает чувство благодар ности к такому верному, надежному автору, приносящему журналу авторитет. Дело и в том, что пример А. Л. Коптелова ярко опровергает бытующее мнение, будто в журналах, выходящих вне столицы, шибко-то не прославишься, популярности не абретешь. Всесоюзную известность 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2