Сибирские огни, 1982, № 3
скин, критик и публицист, член РСДРП с 1904 года. Здесь было ре шено создать журнал, который объединял бы на платформе Советской власти всех писателей, принявших революцию. Так возникла «Красная новь». История ее создания определила принципиально важную законо мерность: советские литературные, писательские журналы были основа ны не просто под общим руководством партии, а непосредственно круп ными партийными работниками: Первый редактор «Сибирских огней» Емельян Михайлович Яро славский был видным деятелем партии и государства. Член РСДРП с 1898 года, впоследствии он работал секретарем партколлегии Централь ной Контрольной Комиссии, был членом ЦИК СССР. Умер он в 1943 го ду, похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Так же, например, у истоков журнала «Октябрь» стоит знаменитый комиссар Чапаевской дивизии Дмитрий Фурманов, инициатор его соз дания и первый редактор. «Новый мир» основали и на первых порах возглавляли в качестве редакторов нарком просвещения А. В. Луна чарский и редактор «Известий» Ю. М. Стеклов. Полное слияние с партией, с общепартийными целями заложено в самой природе советских литературных журналов еще при их рождении. Недаром А. В. Луначарский писал: «Судя по прекрасному журналу «Си бирские огни», в Сибири ярко бьется коммунистическая и коммунистам сочувствующая мысль». А. М. Горький писал В. Я. Зазубрину, сменив шему Е. М. Ярославского: «Как известно, из ленинской «Искры» возго релось пламя, осветившее весь мир. Я думаю, и «Сибирские огни» ра зожгут культурную жизнь Сибири». Первые номера «Сибирских огней» стоят в личной библиотеке В. И. Ленина в Кремле.» На полях есть отметки, отчеркивания. И хотя слов не написано, поэтому невозможно установить автора этих отметок, но мы льстим себя верой в то, что Владимир Ильич читал эти первые номера. В конечном счете, культурная ценность и исторический вес того или иного журнала определяется тем, какие имена, какие произведения вы вел он в литературу, с какой активностью участвовал в формировании текущего литературного процесса. В «Сибирских огнях» созрел талант Лидии Николаевны Сейфулли- ной, классика советской литературы. Уже в первом номере публикует ся ее повесть «Четыре главы», во втором номере — рассказ «Правона рушители», сделавший ее имя известным, в пятом номере, все за тот же 1922 год,—повесть «Перегной», которая принесла ей известность евро пейскую: газета «Юманите», в переводе на французский, с продолжени ем во многих номерах перепечатала эту повесть. В 1923 году на страницах «Сибирских огней» впервые появляется в поэзии имя восемнадцатилетного омича Леонида Мартынова — сти хотворение «Воздушные фрегаты». Гораздо позже, в семидесятых годах, уже на склоне лет Л. Н. Мартынов так же назовет свои мемуары, где есть глава «Как я начал печататься в «Сибирских огнях». Более двадцати лет сотрудничал Леонид Николаевич в нашем журнале, пока не пере ехал в конце войны в Москву. В «Сибирских огнях» увидели свет первые из его знаменитых поэм: «Правдивая история об Увинькае», «Рассказ про Федьку-варнака и про Ильюшку-ямщика» («Тобольский летопи сец») . Именно здесь он сложился как один из крупнейших поэтов совре менности. Здесь он сложился и как очеркист, оперативный и дотошный. В «Воздушных фрегатах» Л. Н. Мартынов вспоминает, как «ездил, ле тал, плавал и Даже ходил пешком в качестве специального корреспон дента «Советской Сибири» и «Сибирских огней» чуть не по всему За уралью». В итоге в 1927—1929 годах появились в журнале его очерки, составившие потом книгу: «Бунт желтых жен», «Горы, руды, люди», «Турксибстрой», «Крепости пролетариата», «Грубый корм». 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2