Сибирские огни, 1982, № 3
учеников. Преподаватель ли труда это был, завхоз ли школы или. коче гар школьной котельной, пожелавший прийти на встречу? Мужчина внешне не проявлял любопытства к общему разговору. Слушал и слу шал. Он-то, когда поутихло напряжение, поднялся. — Можно спросить? Я вашу книжку тоже читал. И я вот о чем. Ваш мальчишка был токарем. Потом ушел на фронт. В общем... Это давно было. Вы сказали, такие, как он, не прятались за спины других. И больше всего такие погибали. Он у вас там остался... Ладно... Ну, а если допустим, что он жив. Какой бы он сейчас был? Сейчас много ста ли говорить: его величество рабочий класс. Человек труда —главный человек в жизни. Ну и все такое... А в чем его величие, это как-то мне непонятно. Не могли бы вы про должить своего токаря в наши дни? Взять и рассказать... ну, что он такое сейчас, рабочий. Про его величие-то? Какой он? — Какой он? И вдруг мне показалось, что до этого было в классе некое празднич ное представление, духовная надстройка, в которую не очень часто, но попадают при хорошем уроке ученики, а вопрос этого мужчины был авторитетен заземленной и будничной жизнью. И ребята прониклись его серьезностью. Я мгновенно охватывал свое интеллектуальное хозяйство. Охолонуло меня глубокой пустотой перед совестью этих ребят: они толь ко что мне верили. Я читал газеты о рабочем человеке. Очерки, повести, романы. Смот рел спектакли. Даже сам высказывался за круглым столом «Литератур ной газеты». Но как все знания мои элементарны. Общи. Как душа моя чувствует этого человека? Что знает о нем? Какое незаемное слово я скажу этим ребятам, откровенно принимающим меня? — Расскажу,—с растерянной готовностью откликнулся я. И рассказал... Лучше бы откровенно сказать в те глаза: не знаю, ребята. Ну, не знаю... Потом ехал домой в электричке, перебирал всю жизнь свою и про должал говорить себе: не знаю... Ну ведь не знаю. И стонал от общих слов, которые я эксплуатировал без совести. А ведь мне ребята аплодировали... * * Когда-то я написал повесть о подростке. История, рассказанная о мальчишке, случилась в годы войны и закончилась уходом его на фронт. Мне казалось, что все, что нужно сказать о Борисе Лебедеве (так звали главного рероя), я сказал. Жил я уже другими заботами. Но после школьной встречи, всколыхнувшей меня, я подумал: мо жет, взять и проследить мне жизнь фронтового моего ровесника, выпи сать его взрослую судьбу? Судьбу не какую-нибудь, а заводскую: ведь начинал мой мальчишка свои самостоятельные шаги токарем. И мне казалось, что вместе с «Лебедевым я прикоснусь к судьбе своего поколе ния и что-то объясню себе. Но в той давней военной истории был использован личный опыт, а о характере парня, в современном его продолжении, я ничего не знаю. Многие годы разделяют того юного токаря и сегодняшнего. На заводах уже другие станки. Обозначились новые взаимоотношения между людь ми. И захотелось мне увидеть своего героя на современном заводе. И желание побывать в цехе становилось уже неотвязным. Ни в ка кой роли я себя со своим гуманитарным образованием среди заводских ребят не представлял. Поработать бы с ними рядом на равных несколько месяцев. Не на стораживать, быть свободным от тяжести внимания, которое непременно родится к человеку, представленному официально. Быть среди них своим, принятым и никак свое присутствие не оговаривать. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2