Сибирские огни, 1982, № 3
жем, телеги, о которых, ей-богу, странно жалеть, когда любому жителю современного села предпочтительнее «Кировец». С ревнивыми наветами молодого литератора, видно, не все согласны. Вон у сидящего напротив: В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... (Так на людей из-за ограды Угрюмо взглядывают львы.) 1 Он оспорил молодого романиста так, что после его бережной дели катности у популярного «начинающего» мстительнр сжались губы. Этот, массивный обстоятельный человек всегда оставляет за собой заключительное слово и полагает, что после его выступления тема долж на быть закрыта. Но после его слов подает голос кто-то другой, незнакомый и невзрач ный, и ответвленная его мысль находит и раздувает такую неожиданную искру спора, что ее снова нужно загонять в полемическую ловушку, чтобы она не растеклась до неуправляемых размеров. На таких собраниях, когда кипят споры о рабочих заводов и фаб рик, я пытаюсь определить, есть ли во мне значительные мысли на эту тему, которые я готов высказать? И зачастую ничего не нахожу. Другие бывают на заводах много реже меня. Но как они говорят... Например, вот этого писателя я знаю давно. При первых встречах с местными литераторами я увидел, что он —главный'в писательской ор ганизации. Он —руководитель. Он —лидер. Это сразу было видно по лицу, поведению, энергии и тому общественному весу, который был ощу тим в городе. Писательскую организацию он всюду представлял на выс шем уровне. Я никак не могу разобраться в таком феномене: почему сильно его влияние на слушателей. Испытываешь робость перед его многозначи тельной иронией. Кажется, он не допускает мысли, чтобы кто-то другой знал больше, чем он, об этом предмете. У него властность в речи. Высокомерный, умный, он ловит оброненные мысли, учитывает от тенки полемики, выстраивает свою концепцию и хорошо поставленным голосом с налетом ироничности по адресу’ некоторых заблуждений ве щает: «Ну как можно всерьез говорить о достоинствах книги, если автор увяз в мелком заводском быте. Он должен хотя бы на десяток лет загля нуть вперед. Сколько можно переваривать проблемы отжитые, отбро шенные самой жизнью. Зачем задерживать творческое внимание на техническом анахронизме —литература всегда исследовала движение жизни, жила предвидением». «Признаки НТР появились одновременно, у нас и на Западе. Только нашим писателям необходимо определить различие психологического подхода человека к освоению машины в западном и нашем обществе. В этом дело. Признаки этой проблемы необходимо исследовать, а не умиляться эмоциями, которые человек обнаруживает при виде собак, заполонивших последние книги. Подавляет их перенаселенность. Ну, сколько можно?» «Задача современного писателя усложнилась. В жизни завязаны такие проблемы, что... не уверен, в состоянии в них был бы сейчас разо браться Достоевский». Ну вот откуда он знает о технических проблемах времени? Ведь ни на одном заводе не был. Не работал. Только со стороны окон их видит. А вот что рабочему классу надо —знает. Не сомневается. На своих вариантах настаивает. Я видел на художественных выставках конструкции индустриальных пейзажей, мощных рабочих в грубо ломанных рукавицах. Жестковатые лица синего колорита станочник'ов. И читал о них. И не только читал. А представляю только цементные козырьки над проходными заводов,1 2 1 А. Б л о к . 2 Сибирские огни № 3 17 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2