Сибирские огни, 1982, № 3
вер — настоящий заповедник устно-поэти ческого творчества народа. И вы правы: Маремьяна Голубкова (о ней идет речь в книге «От устной поэзии — к литературе».— А. М .) — одна из многих истинно талант ливых русских крестьянок, которые не толь ко держали в памяти огромное количество былин, сказок, песен, пословиц и погово рок, но и имели замечательные способности к импровизации. Необычайно талантливы Марья Кривополенова, Марфа Крюкова... Меня тогда волновал вопрос, который дискутировался в литературной печати,— об интеллектуальном кругозоре современной ли рики (это уже в ходе дискуссии оппоненты, как нередко бывает, искажая начальный те зис, приписали мне термин «интеллектуаль ная поэзия»). Естественно, я заговорил об этом с Леонидом Мартыновым. К сожале нию , не записал тогда нашего разговора и не буду пытаться воспроизвести его, пере дам лишь суть того, что говорил поэт. Он следил, и очень внимательно, за ди скуссией, это было видно по его полной ос ведомленности о ее ходе и готовности вклю читься в разговор. Стихи Мартынова фигу рировали в дискуссии; писалось, в частно сти, о том, что страсть к познанию ведет к интеллектуальному наполнению стиха, насы щает его острой мыслью, что углубленный интеллектуализм, вольная игра ума и вооб ражения определяют поэтическое своеобра зие Мартынова. Леонид Николаевич, повторяю, с готовно стью и охотой включился в разговор. Его смущал термин «интеллектуализм». При том, что это, конечно же, термин рабочий, услов ный, Мартынов считал его «избыточным» (я запомнил этот эпитет), объединяющим с по эзией нечто, не относящееся к ней. Но, соб ственно, о термине мы почти и не спорили, в конце концов, ни один термин не исчер пывает явления, которое он обозначает. Важно было другое — дыхание современно сти в поэзии, живое ощущение того, что про исходит вокруг нас, во всем мире. Тут всту пал в действие темперамент мыслителя, че ловека, необычайно остро реагирующего на азвитие научно-технического прогресса, емперамент поэта, естественно, сказался в стихах, в горячей его убежденности, что мы стоим на пороге новых великих открытий: В наше время сбываются часто Коль не те, так иные мечты, Не того, так другого фантаста. Есть ведь силы, их только затронь — Оживают, стремятся наружу! Леонид Николаевич говорил о том, что современная поэзия не может не отразить такое грандиозное явление, меняющее на на ших глазах облик мира, как научно-техни ческая революция, что она входит в наш быт, меняет ритм жизни, привычки, психо логию человека. Поэзия, литература, искус ство не могут делать вид, что ничего этого нет, что они ограждены от этих перемен не коей природной человеческой данностью, единой на все времена. Жизнь постоянно, каждодневно ставит вопросы, разжигает на ше любопытство своею новизной, заставля ет думать, значит, и поэзия не может не за думываться, не погружаться в круг волну ющих общество проблем его развития. Без думная поэзия — это бесстрастная поэзия. Леонид Николаевич при мне никогда не го ворил о своих критиках, не жаловался на тех из них, кто приложил тяжелую руку к его творческой судьбе (кстати, в «Воздуш ных фрегатах» у него только одна-две реп лики о критике), но, возможно, имел в виду и себя, упреки критики по его адресу, когда говорил, что поэзия — если она поэзияі — не может быть рационалистической, что об разная мысль не бесстрастна. Не знаю, как относился Леонид Марты нов к тому, что я в разное время писал о нем. Он ограничивался общепринятыми сло вами благодарности в ответ на посылаемые или лично врученные ему мои книги, где пи салось о Мартынове, возможно, его отноше ние было сдержанным. В дискуссии же об интеллектуализме — по самой ее сути — он решительно взял мою сторону и как во вре мя той встречи у него дома, так и после в разговорах развивал идею современно и ост ро мыслящей поэзии, которая не только про буждает волнение в душе, но и заставляет думать, напрягать мысль. Как-то я рассказал Леониду Николаеви чу о довольно забавном, хотя и не очень приятном для меня случае, связанном с мо ей оценкой его стихов. Но тут необходима короткая предыстория. В 60-х годах журнал «Вопросы литерату ры» вел рубрику «Диалог поэта и критика». Давалась обычно подборка новых стихов кого-либо из видных поэтов и заметки кри тика об этих стихах, нечто вроде разбора. В таком «диалоге», по взаимному согласию, встретились поэт Леонид Мартынов и кри тик Александр Михайлов (1966, № 6). Тог да впервые были опубликованы стихотво рения Мартынова «Тоху-во-боху», «Ора кул», «Черно-бурая жертва», «Библиотека Грозного», «Близость», «Спиной к спине», «Курский выступ». В разборе этих стихот ворений, в частности, говорилось: «...если нравственная сторона жизни, повышенный и, я бы сказал, пристрастный интерес к личности захватили буквально всю на шу поэзию, то интеллектуализм, филосо фичность являются пока привилегией немно гих поэтов-современников, и Мартынову здесь, безусловно, принадлежит одно из са мых первых мест». Готов и сейчас утверждать, что тогдаш няя журнальная подбсрка стихов нелегка для анализа. Конкретному разбору пред шествовали такие слова (умоляю читателя простить это невольное цитирование само го себя): «О чем бы ни писал Мартынов — о ска зочном Лукоморье или о раскопках Пом пеи, о седой старине или XXI веке, о доб ре и зле, о лжи и правде, совести и свобо де,— стихи его современны, пронизаны ост рой мыслью, вовлекают читателя в сферу на пряженных поисков истины». Вот в этом духе и идет разбор стихов. И сейчас речь не о том, каким он получился, но там есть критический пассаж, подводя щий к стихотворению «Спиной к спине», сти хотворению, перед которым я, как критик, спасовал, поскольку ситуация, данная в нем, показалась мне не просто парадоксальной, но и не исключающей возможности прямо противоположных аналогий. Я написал тог да: «Мне, например, кажется, что здесь от разился некий «антимир», жестокий и чуж дый, но какие-то детали образной структу 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2