Сибирские огни, 1982, № 3
Ал. Михайлов КАК КРИТИЧЕСКОЕ ПЕРО СПАСОВАЛО ПЕРЕД СТИХАМИ ЛЕОНИДА МАРТЫНОВА Не могу похвастать коротким знаком ством с Леонидом Николаевичем Мартыно вым, хотя на протяжении последних деся ти и даже более лет нам приходилось об щаться и разговаривать не только по дело вым вопросам. Ко времени знакомства с ним, в конце шестидесятых годов, я уже, пожалуй, представлял себе, какого масшта ба художника имеет наша литература в ли це Мартынова. Может быть, именно это об стоятельство и помешало сойтись ближе. Леонид Николаевич давал повод догады ваться о его расположении или, по крайней мере, некотором интересе ко мне, но не истребимая провинциальная робость перед высоким писательским авторитетом мешала сократить то расстояние между нами, ко торое занимала почтительность, никогда, кстати, не мешавшая мне в литературно критической работе. А вот тут как раз не помешала бы репортерская предприимчи вость, но, увы, я никогда не работал в га зете... В начале шестидесятых я писал в перио дике о поэзии Леонида Мартынова, значи тельное место посвятил ему и в книгах «По эт и лирический герой» (1960) и «Лирика сердца и разума» (1965). Поэтому и ут верждаю, что в какой-то мере представлял значение творчества этого замечательного поэта. Первое знакомство было телефонным, я вполне серьезно вознамерился написать кни гу о Мартынове и, когда начала склады ваться ее идея, позвонил Леониду Никола евичу, представился, ничего пока не говоря о своем замысле, а найдя какой-то иной предлог для звонка. Обстоятельства, одна ко, отодвинули очное знакомство, книгу — и очень хорошую — написал о Мартынове Валерий Дементьев, я же написал рецензию на эту книгу. Встреча состоялась позднее: по приглаше нию Леонида Николаевича, я навестил его дома, на Ломоносовском проспекте, в ти 168 пичной писательской квартире, где над всем господствуют книги. Хотя библиотека Мар тынова (об этом уже писали) довольно свое образна по подбору книг, она как раз сви детельствует о широте эрудиции Леонида Николаевича, о его живом интересе, напри мер, к естественным наукам. Книги же заполняли полки от пола до по толка, были навалены стопками на столе, на каких-то подставках, на стульях. Пона чалу казалось — тут царит хаос, но хозяин хорошо ориентировался в этом хаосе, быстро находил нужную книгу, показывал, откры вал замеченные им прежде страницы, не утомляя цитированием, а просто обращая внимание на то, что ему казалось примеча тельным, ради чего эта книга занимала мес то в его обширной библиотеке. «Книжность» у нас с какого-то времени кое-кем почитается отрицательным каче ством в поэзии, хотя все дело в органиче ском усвоении книжных знаний и поэтиче ском их осмыслении. Леонид Мартынов не может быть квалифицирован как «книж ный» поэт, но поэзию его невозможно пред ставить без книжных знаний, без книжной, журнальной и газетной информации, кото рой полнится каждый день нашей повсе дневной, как будто бы совершено обыден ной жизни. Я уже не говорю здесь об исторических поэмах Мартынова, которые невозможно было бы написать без предварительной ис следовательской работы, изучения архивов. Но вот, скажем, стихотворение «Никогда». Оно написано в 1954 году. Я впервые ус лышал его (не прочитал) от Евгения Ива новича Осетрова, который тогда, в 50-х го дах, увлекался Мартыновым. Я был пора жен размахом воображения, поражен тем, как, в общем-то, интересная, а для ученых’ в определенной области знания, возможно, сенсационная весть о том, что в Исландии обнажились из-подо льда семисотлетней дав ности пашни, стала для поэта поводом к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2