Сибирские огни, 1982, № 3
Зазубрин уткнулся в бумаги, дав понять, что разговор окончен. Абабков вышел в длинный узкий коридор и долго бродил из одного конца в другой. Он выходил на Красный проспект, снова возвращался. Пос ле долгих размышлений пришел ко мне сильно сконфуженный. — Вы меня простите,— извинился он.— Я написал на вас жалобу Владимиру Яков левичу. Мне очень... Стыдно... — Бросьте! Чепуха! Принесли рукопись? Абабков вытащил папку из-за пазухи. Все мои «птички», слегка расставленные карандашом на полях, были старательно уничтожены резинкой. Абабков приходил в редакцию почти каж дый день и приносил исправленные страни цы. От военкоровской заметки сразу перей ти к повести для любого, даже талантли вого, человека было трудно. В процессе совместной работы мы подружились с Ива ном Герасимовичем. Чтобы помочь ему, необходима была по стоянная работа. Писатели подрабатывали в местных газетах и журналах. В Новосибир ске выходил журнал «Охотник и пушник Сибири». Редактировал его Ефим Николае вич Пермитин. Я узнал, что журналу тре буется выпускающий, и предложил Абаб кова. — Что вы! — Пермитин и слушать не хо тел,— Он же ни разу в типографии не был. Петит от цицеро отличить не сумеет. Нет, не подойдет! Я поговорил с Зазубриным. — Ну, ладно. Попытаюсь уговорить Ефи ма Николаевича. И, конечно, Зазубрин довольно легко уго ворил Пермитина, который относился к Владимиру Яковлевичу, как и все новоси бирские писатели, с огромным уважением. Абабков быстро усвоил несложную работу выпускающего. Под литературное сущест вование молодого писателя была подведена материальная база. С первого января 1928 года в Новоси бирске начал выходить журнал «Настоя щее», членами редколлегии его стали М. Б а сов, В. Зазубрин, А. Курс, И. Шацкий, фак тическим редактором — Курс. Кто-то принес в редакцию «Сибирских огней» первый номер нового журнала, еще пахнущий типографской краской. Внешне он выглядел отлично. Плотная бумага, чет кий шрифт, хорошие рисунки. "Художник Заковряшин изобразил на обложке четкие кубы однообразных домов, создающих впе чатление огромной тюрьмы. Внизу двое ра бочих везли на санях, запряженных пятер кой лошадей, толстое, в три обхвата, бревно. — Эти кубики и трубы слизали с облож ки американского журнала «Лайф»,— заме тил Зазубрин.— Заковряшин талантливый художник. Он бы сам лучше придумал. Нужно отдать должное Курсу, он сумел организовать авторов для первого номера, начиная от кубо-футуриста Давида Бурдю ка, жившего в Нью-Йорке, и кончая пионе ром- Воскановым, критикующим «Ошибки Троцкого». Опытная рука журналиста чув ствовалась во всем: подборе материала, в рисунках Липина и Заковряшина, но пере довая настораживала. 158 Намечая программу журнала, редакция обращалась к читателям: «Вам надо сде латься хозяевами фактов, чтобы уметь их переделывать!» Я спросил Зазубрина: — Владимир Яковлевич, а можно ли во обще переделать факт? Факт — это то, что уже произошло. — Александр Львович загнул. Конечно, неграмотно! Зазубрин продолжал читать передовую. — Тут еще почище есть: «Мы хотим кор чевать тайгу мозгов!» О великий, могучий русский язык! Он отбросил в сторону журнал, выразив сожаление, что имя его стоит в числе чле нов редколлегии. В номере были интересные стихи Сергея Маркова «Кастраторы быков» и «Баллада о черте»; «Киргизские примитивы» Леонида Мартынова, «Семь скандалов» Антона Соро кина, «Моментальные снимки» А. Малень кого. При первом знакомстве Курс произвел на меня странное впечатление. >Маленький, суетливый блондинчик с бегающими глаз ками, он походил на преуспевающего ком мивояжера. Встретил любезно и попросил дать рассказ для «Настоящего». — В «Награде»,— сказал Курс,— вы по казали хищное крестьянское нутро собст венника. Это как раз та тема, которая нас интересует. Мой рассказ «Капкара» он тоже напеча тал... В Новосибирске существовала группа ВАППа, в нее входили почти исключитель но поэты. Возглавлял группу Н. В. Феок тистов, с которым мне пришлось работать в Семипалатинске и Кзыл-Орде. Он обрадо вался моему приезду, и на ближайшем соб рании меня выбрали вместо него руководи телем группы и ввели в секретариат СибАППа. Поначалу все шло как будто хорошо, но к весне обстановка в писательской среде ста ла накаливаться. В группе «Настоящее» бы ли журналисты — редактор «Советской Си бири» И. Шацкий, его заместитель А. Курс, заведующий литературным отделом Б. Рез ников. Они задавали тон — художествен ная литература не нужна в период развер нутого социалистического строительства. Не обходима литература факта — очерк, фель етон, мемуары, газетная статья и даже раб коровская заметка (поэты-вапповцы, свя занные с газетой, не спешили с возраже ниями, а то и подпевали этому). Зазубрин, хотя и числился в составе чле нов редколлегии «Настоящего», стоял в сто роне. Направление журнала ему не нрави лось. Он занимался своим делом, очень внимательно готовил очередной номер «Си бирских огней», тщательно отбирая мате риал. В портфеле редакции уже был роман А. Югова с интригующим названием' «Без умные затеи Ферапонта Ивановича». Из Москвы Владимир Яковлевич привез статью Л. Анисимова «Вопросы художественного творчества» и радовался, что в номере будет опубликована рецензия М. Горького на сборник стихов Михаила Исаковского «Провода в соломе». Учитель Адриан Мит рофанович Топоров прислал из коммуны «Майское утро» запись выступлений ком мунаров при обсуждении романа «Два ми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2