Сибирские огни, 1982, № 3

На следующее лето один из рыбаков обна­ ружил в протоке Казыра останки смелого путешественника, верного своему долгу. Полевая сумка с дневником была достав­ лена в Новосибирск. Осенью 1945 года геолог Ф. А. Никитен­ ко, работавший тоже в Сибгипротрансе, познакомил меня с этим потрясающим чело­ веческим документом, и мы первыми опуб­ ликовали его в № 1 «Сибирских огнях» за 1946 год. Газета «Советская Сибирь», обоз­ ревая номер журнала, отметила, что днев­ ник А. М. Кошурникова свидетельствует «о героизме простых советских людей». Вскоре сообщение о подвиге трех мужественных изыскателей обошло всю прессу. Для меня этот дневник послужил отправ­ ным материалом при создании повести «Навстречу жизни». А тринадцать лет спустя В. А. Чивилихин по материалам это­ го же дневника написал документальную повесть «Серебряные рельсы». Савва Кожевников, заботливый редактор журнала, был другом и молодых литерато­ ров, и «бывалых людей». Печатая дневник инженера, совершившего трудовой подвиг, он говорил: — Если бы Александр Михайлович Ко- шурников остался в живых, «Сибирские огни» приобрели бы еще одного способного автора из среды «бывалых людей». Наш дом 1 В конце 1933 или в начале 1934 года Западно-Сибирский крайисполком принял решение о передаче жилого двенадцати­ квартирного дома писательской организа­ ции. Это было сделано при деятельном уча­ стии старого большевика Вениамина Дави­ довича Вегмана и для того времени пол­ ностью разрешило жилищную проблему ли­ тераторов. Дом находился на главной улице, веду­ щей от вокзала к Ипподромскому базару. В девяностых годах тут была прорублена среди векового соснового бора одна из первых просек. Многие избушки были по­ строены из бревен, срубленных тут же на месте. Самым добротным, рубленным «в ла­ пу», был дом ветерана революционного движения, члена Обской группы РСДРП Александра Ивановича Галунова. По пути от вокзала его дом стоял на левой стороне улицы при пересечении, помнится, с Ом­ ской улицей. Через несколько кварталов в сторону базара на правой стороне стоял единственный каменный дом, в котором размещалась библиотека имени А. П. Чехо­ ва, старейшая в городе. Первоначально улице было присвоено имя инженера Меженинова, возглавлявшего участок строительства железнодорожной магистрали восточнее станции Обь, нахо­ дившейся на месте нынешнего вокзала Но- восибирск-Главный. Владимир Ильич Улья­ нов не мог не вспомнить это имя, когда во время пути в ссылку видел застройку боль­ шой улицы. Уже в то время строительство магистрали прослыло «Русской Панамой». Лишь на участке от Оби до Енисея уже 1 Из цикла воспоминаний, над которыми рабо- тает автор. было «перерасходовано» более шести мил­ лионов рублей. Народовольцы в одном из своих «летучих листков» писали об извест­ ных «всему путейскому ведомству» ворах и расхитителях казенных денег «вроде Ме­ женинова». И таблички с этим именем держались на домах нашей улицы до 1934 года, когда вся страна жила тревога­ ми за судьбу экипажа парохода «Че­ люскин», а потом восхищалась героизмом, связанным со спасением отважных северян. 16 июня 1934 года ликовал весь Новоси­ бирск, встречая поезд с челюскинцами, и мы гордились тем, что в их честь была пе­ реименована наша улица. Наш дом был на ней единственным двух­ этажным. Его построила из отборных со­ сновых бревен какая-то хозяйственная организация в начале двадцатых годов, вскоре после переезда из Омска в Новонико- лаевск Сиббюро ЦК и Сибревкома. Боль­ шие квадратные окна, строгие наличники с верхнего этажа до нижнего, выкрашенные голубой краской, делали его самым наряд­ ным. В палисаднике не только по улице Челюскинцев, но и по Енисейской шумели листвой тополя. Енисейская улица была тихой, малопроезжей, и возле деревянного тротуара с весны до осени кудрявилась ко­ нотопка. Крыша на доме была железная, выкрашенная зеленой краской, что по тому времени тоже было немалой редкостью. Дымоходные трубы блестели белизной. Был водопровод — единственный на всю улицу (канализацию мы проложили за счет Литфонда). В нескольких квартирах были даже телефоны. Передача такого до­ ма, да еще в очень трудное для города вре­ мя, свидетельствовала о редкостном про­ явлении заботы о быте литераторов, среди которых преобладали молодые, лишь не­ давно начавшие творческую работу. У них еще все было впереди, а они уже полу­ чили такой аванс, были окружены таким доверием. К осени по нашей улице пролегли сталь­ ные рельсы. Им мы радовались так же, как сейчас строительству метро. И вот 26 нояб­ ря 1934 года вечером раздался во дворе ликующий клич: — Трамвай идет! Подумать только — первый восточнее Урала! И все от мала до велика выбежали из плотных зеленых ворот навстречу диковине. Украшенный кумачом поезд из трех ваго­ нов мчался, сияя огнями. Остановка — на углу соседнего квартала. Втиснувшись в вагоны второго поезда, мы прокатились до вокзала. А на обратном пути поезд остано­ вился буквально против наших ворот. Луч­ шего и желать было нельзя! Учитывая, что большинство писателей жило в этом доме, Савва Кожевников в 1947 году в связи с 25-летием журнала обратился к руководителям области с просьбой о переименовании нашей Енисей­ ской улицы в улицу «Сибирских огней». Но секретарь обкома М. В. Кулагин ответил шуткой: — А если, не дай бог, на этой улице возникнут пожары? Люди будут обвинять ваши «Огни». Греха не оберетесь! А теперь о таком отказе и жалеть нечего: Енисейскую улицу перечеркнула девяти­ этажка. Громадный жилмассив смел ие 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2