Сибирские огни, 1982, № 3
На следующее лето один из рыбаков обна ружил в протоке Казыра останки смелого путешественника, верного своему долгу. Полевая сумка с дневником была достав лена в Новосибирск. Осенью 1945 года геолог Ф. А. Никитен ко, работавший тоже в Сибгипротрансе, познакомил меня с этим потрясающим чело веческим документом, и мы первыми опуб ликовали его в № 1 «Сибирских огнях» за 1946 год. Газета «Советская Сибирь», обоз ревая номер журнала, отметила, что днев ник А. М. Кошурникова свидетельствует «о героизме простых советских людей». Вскоре сообщение о подвиге трех мужественных изыскателей обошло всю прессу. Для меня этот дневник послужил отправ ным материалом при создании повести «Навстречу жизни». А тринадцать лет спустя В. А. Чивилихин по материалам это го же дневника написал документальную повесть «Серебряные рельсы». Савва Кожевников, заботливый редактор журнала, был другом и молодых литерато ров, и «бывалых людей». Печатая дневник инженера, совершившего трудовой подвиг, он говорил: — Если бы Александр Михайлович Ко- шурников остался в живых, «Сибирские огни» приобрели бы еще одного способного автора из среды «бывалых людей». Наш дом 1 В конце 1933 или в начале 1934 года Западно-Сибирский крайисполком принял решение о передаче жилого двенадцати квартирного дома писательской организа ции. Это было сделано при деятельном уча стии старого большевика Вениамина Дави довича Вегмана и для того времени пол ностью разрешило жилищную проблему ли тераторов. Дом находился на главной улице, веду щей от вокзала к Ипподромскому базару. В девяностых годах тут была прорублена среди векового соснового бора одна из первых просек. Многие избушки были по строены из бревен, срубленных тут же на месте. Самым добротным, рубленным «в ла пу», был дом ветерана революционного движения, члена Обской группы РСДРП Александра Ивановича Галунова. По пути от вокзала его дом стоял на левой стороне улицы при пересечении, помнится, с Ом ской улицей. Через несколько кварталов в сторону базара на правой стороне стоял единственный каменный дом, в котором размещалась библиотека имени А. П. Чехо ва, старейшая в городе. Первоначально улице было присвоено имя инженера Меженинова, возглавлявшего участок строительства железнодорожной магистрали восточнее станции Обь, нахо дившейся на месте нынешнего вокзала Но- восибирск-Главный. Владимир Ильич Улья нов не мог не вспомнить это имя, когда во время пути в ссылку видел застройку боль шой улицы. Уже в то время строительство магистрали прослыло «Русской Панамой». Лишь на участке от Оби до Енисея уже 1 Из цикла воспоминаний, над которыми рабо- тает автор. было «перерасходовано» более шести мил лионов рублей. Народовольцы в одном из своих «летучих листков» писали об извест ных «всему путейскому ведомству» ворах и расхитителях казенных денег «вроде Ме женинова». И таблички с этим именем держались на домах нашей улицы до 1934 года, когда вся страна жила тревога ми за судьбу экипажа парохода «Че люскин», а потом восхищалась героизмом, связанным со спасением отважных северян. 16 июня 1934 года ликовал весь Новоси бирск, встречая поезд с челюскинцами, и мы гордились тем, что в их честь была пе реименована наша улица. Наш дом был на ней единственным двух этажным. Его построила из отборных со сновых бревен какая-то хозяйственная организация в начале двадцатых годов, вскоре после переезда из Омска в Новонико- лаевск Сиббюро ЦК и Сибревкома. Боль шие квадратные окна, строгие наличники с верхнего этажа до нижнего, выкрашенные голубой краской, делали его самым наряд ным. В палисаднике не только по улице Челюскинцев, но и по Енисейской шумели листвой тополя. Енисейская улица была тихой, малопроезжей, и возле деревянного тротуара с весны до осени кудрявилась ко нотопка. Крыша на доме была железная, выкрашенная зеленой краской, что по тому времени тоже было немалой редкостью. Дымоходные трубы блестели белизной. Был водопровод — единственный на всю улицу (канализацию мы проложили за счет Литфонда). В нескольких квартирах были даже телефоны. Передача такого до ма, да еще в очень трудное для города вре мя, свидетельствовала о редкостном про явлении заботы о быте литераторов, среди которых преобладали молодые, лишь не давно начавшие творческую работу. У них еще все было впереди, а они уже полу чили такой аванс, были окружены таким доверием. К осени по нашей улице пролегли сталь ные рельсы. Им мы радовались так же, как сейчас строительству метро. И вот 26 нояб ря 1934 года вечером раздался во дворе ликующий клич: — Трамвай идет! Подумать только — первый восточнее Урала! И все от мала до велика выбежали из плотных зеленых ворот навстречу диковине. Украшенный кумачом поезд из трех ваго нов мчался, сияя огнями. Остановка — на углу соседнего квартала. Втиснувшись в вагоны второго поезда, мы прокатились до вокзала. А на обратном пути поезд остано вился буквально против наших ворот. Луч шего и желать было нельзя! Учитывая, что большинство писателей жило в этом доме, Савва Кожевников в 1947 году в связи с 25-летием журнала обратился к руководителям области с просьбой о переименовании нашей Енисей ской улицы в улицу «Сибирских огней». Но секретарь обкома М. В. Кулагин ответил шуткой: — А если, не дай бог, на этой улице возникнут пожары? Люди будут обвинять ваши «Огни». Греха не оберетесь! А теперь о таком отказе и жалеть нечего: Енисейскую улицу перечеркнула девяти этажка. Громадный жилмассив смел ие 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2