Сибирские огни, 1982, № 3
что удавалось на первых порах, о связях Горького с Сибирью, о большой дружеской помощи сибирским литераторам, которую он стал оказывать еще на заре века. Я ра зыскивал письма, Савва собирал воспоми нания. Первое издание нашего сборника было весьма скромным, содержало всего лишь шесть десятков страниц. Но год от го да сборник пополнялся, в особенности пос ле работы в Архиве А. М. Горького, и пя тое издание (Новосибирск, 1961) уже уве личилось до 463 страниц. Оно могло быть еще полнее, если бы издательство не по скупилось на бумагу. За бортом книги ока зались воспоминания Исаака Гольдберга, Вивиана Итина, Михаила Ошарова и Ро берта Эйхе. К счастью, в 1969 году Н. Н. Яновский включил эти ценные воспомина ния, а также вновь найденную им пере писку в первый том «Литературного на следства Сибири». Вспоминая о своем пути в литературу, Горький еще в 1928 году стремился повли ять на отношение тогдашнего редактора «Сибирских огней» Владимира Яковлевича Зазубрина к «литературным младенцам». В большом письме к нему Горький расска зывал: «Уверенно ожидая появления в на шем мире крупнейших и даже гениальных художников, я не забываю,. что Пушкин и Толстой были младенцами». А в 1933 году писал Вивиану Итину, в то время редакти ровавшему наш журнал: «Если Вам удаст ся сорганизовать бригаду энергичных огне- любов да вместе с ними привлечь работать побольше молодежи и пригреть ее внима тельным, дружеским к ней отношением, дело пойдет отлично». Савва любил цити ровать эти строки из писем Горького и, став редактором журнала, стремился пре творить их в жизнь, потому-то его так же, как в свое время В. Я. Зазубрина и В. А. Итина, называли собирателем литературных сил Сибири. Немало талантливых прозаиков и поэтов в те годы вошло в нашу большую литературу через журнал «Сибирские ог ни». В «литературных младенцах» Савва умел узнавать будущих мастеров художе ственного слова. Так, в начале 1951 года он привез из Москвы рукопись еще никому неизвестного Михаила Алексеева. Был рад счастливой находке. Передавая мне в отдел прозы рукопись романа «Солдаты», сказал: — Талантливый автор. Фронтовик. Артил лерист. А потом сотрудник дивизионной га зеты. Посмотри, как он чувствует слово, видит людей. Далеко пойдет. Осенью 1952 года Савва вернулся из очередной поездки в Москву с туго наби тым портфелем и тоже поспешил поделить ся радостью: — Два рассказа Юрия Рытхэу! Яркие, самобытные. Живописные, как в свое время у Павла Кучияка. Почитай. Тоже далеко пойдет. Юрий Рытхэу, будущий основоположник чукотской литературы, автор нескольких талантливых романов о жизни своего на рода, переведенных на многие языки, в то время еще учился на северном факультете Ленинградского университета, его рассказы только-только начинали появляться в жур налах Ленинграда и Москвы. Вот его-то рассказами «Судьба человека» и «Соседи на десять суток» мы открыли первую книгу журнала за 1953 год. Радовался Савва и стихам Юрия Горди енко, солдата, еще не успевшего снять военную форму. Молодой поэт дал журна лу несколько циклов стихов из походных и фронтовых тетрадей, главным образом об освобождении Кореи. Тридцать лет назад в молодом школь ном преподавателе литературы, бывшем фронтовом ротном писаре, а затем газет чике, Николае Яновском внимательный и заботливый редактор журнала почувство вал будущего крупного и работящего кри тика и литературоведа, глубоко влюблен ного в художественное творчество своих земляков. Уезжая в очередную командиров ку, редактор напомнил нам: — Статью Яновского об исторических романах сибиряков обязательно заверстай те в номер. Добрый дебют! От него мы мо жем ждать многого. Статья была большая, обстоятельная. Главное внимание молодой критик уделил разбору основных произведений того вре мени— романам Георгия Маркова «Стро говы», Константина Седых «Даурия» и Сергея Маркова «Юконский ворон». Она появилась в первой книге за 1952 год, для четвертой книги того же года Николай Яновский принес рецензию на стихи Инно кентия Луговского, а для шестой — статью о Мамине-Сибиряке, приуроченную к сто летию со дня рождения выдающегося рома ниста. Все свидетельствовало об эрудиции и активной работе молодого критика, о его любви к духовным ценностям, созданным и создаваемым в Сибири. Вскоре Николай Яновский, будущий ав тор монографий о Лидии Сейфуллиной, Всеволоде Иванове, Георгии Гребенщикове и других крупных литераторах, перешел на работу в редакцию журнала, сначала заве довал отделом критики и библиографии, потом много лет был заместителем главного редактора. В те годы актив журнала зна чительно пополнился новыми авторами по разделу критики и литературоведения, а литературный процесс в Сибири освещался в журнале довольно широко. Горький заботился не только о «литера турных младенцах», но и о «бывалых лю дях», умудренных жизненным опытом, мно гое повидавших на своем большом пути, участвовавших в славных боевых и иссле довательских походах, а также возглав лявших великие стройки пятилеток. У них не было литературного опыта — в журна лах, которые редактировал Горький, им оказывали помощь. И мы в редакции «Си бирских огней» всегда помнили об этом важнейшем завете Алексея Максимовича. Памятен один вечер в красном уголке ста рого здания редакции «Советская Сибирь», где тогда ютились и «Сибирские огни». По приглашению редакции журнала пришли «бывалые люди». Савва, рассказав о заве тах Горького, посоветовал путешественни кам, руководителям строек, инженерам и агрономам вести дневники, которые потом могут представить интерес для журнала. Желательно, чтобы записи велись подроб ные, с деталями и диалогами, с обрисовкой обстановки, в которой происходит событие, с рассказами о людях с их характерами и привычками. Журнал очень заинтересован в таких дневниках. 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2