Сибирские огни, 1982, № 3
Афанасий Коптелов «ОГНЕЛЮБЫ» Анна Караваева Первая встреча была случайной. В январе 1925 года я, вчерашний сель кор, работал в редакции газеты «Красный Алтай». Поиски диковинок из прошлого привели меня в архив бывшего Алтайского горного округа, являвшегося вотчиной ца ря. В мрачном каменном здании с кова ными железными решетками на окнах, до потолка заполненном объемистыми пап ками, густо пахло вековой пылью. Седо усый архивариус положил передо мной од ну из папок: — Тут найдете любопытное о тигре. Забрел, знаете, к нам откуда-то с юга. Мужиков покалечил. Двадцать пять чело век выходили на него с вилами да пешнями. В соседней комнате для научных сотруд ников под чьей-то рукой жестко хрустели плотные, как сухая береста, листы бумаги. А навевало оттуда легким запахом духов. — Анна Александровна там работает,— сказал архивариус.— Про беглых бергалов собирает по крупице. Целую тетрадь испи сала. «Писательница Караваева!» — обрадовал ся я. Ее стихи печатались в Барнауле, на чиная с 1922 года, когда наша губернская газета выходила еще на желтой оберточ ной бумаге. А год спустя ее рассказ «Фли гель» появился в журнале «Сибирские ог ни», в редакцию которого и я уже неодно кратно наведывался со своими «рассказа ми». Вскоре хруст бумаги прекратился, за хлопнулась папка, и в коридор вышла вы сокая, румяная, пышноволосая женщина, поблагодарила архивариуса. В тот день ей посчастливилось — нашла как раз то, что давно искала. В ее голосе радость находки тут же приглушилась крайним возмущением: — Ужасные листы! Вы их, конечно, пом ните. Этот бесчеловечный приговор о трех тысячах ударов шпицрутенами! Такое страшно представить себе. Жуткое было время! И, пожимая руку старика, еще раз по благодарила. Чувствовалось — архивные на ходки пригодятся ей. Она спешила, а я робел перед «настоя щей писательницей», и разговор у нас не получился. Только остался в памяти облик красивой энергичной женщины. В Барнаул Анна Караваева приехала в 1920 году, когда только что открылась сов партшкола. Там она стала преподавать ли тературу и историю. Работа увлекала ее, ведь ученики, порой малограмотные, при ехавшие преимущественно из деревень, ходи ли еще в буденовках, у многих на папа хах еще сохранились следы кумачовых партизанских лент. Они жадно ловили каждое слово преподавателя. Но у нее было и другое увлечение — ху дожественное творчество. Пошла в Лито (литературное объединение, одно из первых в Сибири). Там собирались: довольно из вестный в те годы на Алтае поэт Порфи- рий Казанский, беллетристы Глеб Пушка рев и Артемий Ершов, выступавшие^ с рас сказами еще в журнале «Сибирский рас свет» (1918—1919), и молодые поэты А. Пи отровский и А. Балин. Все жалели, что уже покинули Барнаул А. С. Новиков-Прибой и Павел Низовой, возвратившиеся в столицу. Но литературные традиции в Барнауле по- прежнему были сильны. И позднее Глеб Пушкарев напишет о Лито: «Здесь роди лась Анна Караваева, которая робко пыта лась читать свои стихи». Этим литературным объединением и был издан сборник ее стихов «Чертополошье». Душой организа ции был энергичнейший редактор газеты «Красный Алтай» Иван Григорьевич Зоба- чев, милейший человек, беззаветно влюб ленный в литературу и до конца своей дол гой жизни всячески поддерживавший и вдохновлявший поэтов и прозаиков. Он первый приметил Анну Караваеву и первым понял, что ее призвание не стихи, а художе ственная проза, -и предложил ей команди ровку «в лесозаводские, места». Молодую писательницу, как она вспоминала, «увлек ла картина восстановления хозяйства и промышленности», когда люди «просто из- под пепла, оставленного белогвардейскими 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2