Сибирские огни, 1982, № 3
К тем ранним годам, наверное, под воз действием домашних, а еще больше школь ных веяний и увлечений относятся и мои первые попытки внеурочного сочинительст ва, начиная, конечно, с «поэтического зу да» и кончая драматургическим действом. Последнее было прямо сопряжено с «Си бирскими огнями»: в пятой школьной груп пе (классе), то есть в 1924 — 1925 учебном году, я, как теперь говорят, «инсценировал», разумеется, не без поддержки и основатель ной орфографической правки учителя-слове сника Ивана Ивановича, опубликованные в «Огнях» главы из романа «Два мира» Вл. Зазубрина, поразившие воображение драматизмом и живостью изображения «красных» и «белых», героических и мрач ных событий гражданской войны, освобож дения Сибири от колчаковщины. «Молодель. Драма в 3-х действиях», с участием «ав тора» в роли белогвардейского офицера- карателя, со оваливавшимися все время пышными усами и на живульку пришитыми эполетами, была сначала разыграна на школьной, а затем и нардомовской сцене по случаю уездной конференции комсомо ла, в ряды которого в тот же год я был, в числе моих сверстников, «передан» из пио нерского отряда... Можно бы последовательно продолжать воспоминания и раздумья о более чем по лувековой если не прямой, то косвенной причастности и привязанности к «Огням», но пишу об этом не в первый раз вовсе не из претензии на историко-литературоведче ские «открытия», тем более не из честолю бивых, сугубо мемуарных побуждений и соображений. Надо бы начать, более прочувствованно и обстоятельно, рассказ о тех своих литера турных сверстниках из «плеяд» многих «ог- нелюбов», с кем довелось и подружиться, и посильно «кочегарить» у сибогневского ко стра, о тех, чьи имена по спешке и забыв чивости, а то и по равнодушию, мы редко упоминаем, а порой и бесследно забываем. Да и здравствующих ныне, носящих эле гическое, уважительное звание с т а р е й ши х с и б и р с к и х — невыразимо дорогих, незаменимо близких «огнелюбов», увы, мож но уже перечесть по пальцам... Не могу не вспомнить об одном из са мых, без преувеличение, потрясающих со бытий своего раннего приобщения к литера турной жизни и среде того времени. Зимой 1928— 1929 года, уже в ' Новосибирске, ку да я переехал из Каргата заканчивать шко лу-девятилетку, мне, полудеревенскому провинциалу, открывающему дивную «сто лицу Сибири», вдруг выпала малодоступная даже для многих городских любителей ли тературы честь и удача: впервые воочию благоговейно лицезреть и слышать— жи вых, настоящих, вблизи! — многих, знако мых по страницам «Огней», романистов и стихотворцев, в том числе и некоторых ле гендарных «огнелюбов» — зажигателей «ли тературного костра Сибири», чьи произведе ния стали классикой всей молодой совет ской литературы. Притом видеть и внимать им, как теперь говорится, в экстремаль ной, предельно накаленной атмосфере — в столкновении и противоборстве не только местных, внутрилитературных «группиро вок» и «течений», о которых я был уже в какой-то мере наслышан в школе, а на публичном, разафишированном диспуте на совсем уж сногсшибательную тему — «Нужна ли художественная литература?»... Но об этом, прямо-таки ошеломившем, наверно, не одну мою «зачарованную душу», расколовшем надвое полную сумятицы и недоумений юношескую голову происшест вии, я подробней попытаюсь со временем поведать в моей книге. Когда теперь, сквозь полувековую дым чатую завесу, пеструю череду пережитого времени, вглядываюсь и вслушиваюсь в те прибойно гулкие годы, листаю жухлые, ис тертые страницы «Огней» тех лет, как-то не произвольно, но настойчиво образуется свое, может, не вполне достоверное, не ахти ка кое поэтически возвышенное, но кажущееся мне явственно зримым их определение. «Ог ни» той поры представляются уже не столь ко «довольно ярким костром», разгоревшим ся в глухоманных пространствах «грандиоз ной Сибири», какими их еще из заморского Сорренто с поразительной прозорливостью увидел великий огнелюб, сколько рассвет ными провозвестниками нынешних мил- лиарднокиловаттных ГЭС на Ангаре, Ени сее и других сибирских реках. «Сибирские огни» мне видятся одной из первых в крае', по тем временам довольно мощной, электро станцией, от которой зажигались лампочки Ильича. Скажем, вроде первой Новосибирской паросиловой ГРЭС, рубильник которой собственноручно включил всесоюзный ста роста М. И. Калинин, поныне носящей его имя, давшей свет и энергию жителям Крас ного проспекта и овражных окраин, полу кустарным фабрикам и промыслам, громад ным новостройкам поднимавшегося на бе регах Оби будущего Новосибирска. А нам, старожилам и строителям его, помнится, как, особенно поначалу, густо клубя, уголь ный дым и пар из своих, самых высоких среди приземистых деревянных улиц, краснокирпичных труб, городская ЦЭС свой переменный ток выдавала с перебоя ми, с нехваткой и перепадами напряжения в сети: мы, тогдашние новосибирцы, с не бывалым напором и увлечением, по-удар- ному работали, строили, учились, любили и развлекались частенько при мигающих вполнакала, а то й потухавших на час-другой маловаттных электросветильниках, подме няя их копотливыми, худосочными кероси новыми лампёшками, стеариновыми свечка ми... Но тогда же на левобережье, вместе с гигантским «Сибкомбайном» (ныне прос лавленным «Сибсельмашем») и высокими кварталами соцгорода уже возводились бетонно-стеклянные корпуса, готовились дать ток могучие турбины и генераторы мегаваттной теплоэлектроцентрали — ТЭЦ-1, где участником комсомольско-молодежных субботников-воскресников, встречно-штур мовых вахт довелось быть и пишущему эти строки. В приведенном же, повторяю, определе нии, в субъективном, как говорится, фоку се и ракурсе, воспринимаются тогдашние «Огни» — в их природной, жизненной и творческой «привязке» к общенародному де лу, необычайно ускоренному движению времени, небывалому размаху ломки ста рого уклада, всеохватному преображению страны и родного края. Так видятся «Ог ни» в. ту пору, как изначально «довольно 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2