Сибирские огни, 1982, № 3
жаннее, спокойнее, мудрее. Действительно, трудно найти истинное и полное счастье в перенакале страстей! В этом — мудрая зрелость художника, его твердость духа, ясное миросознание. «Из зерна печали вырастает дерево мудрости»,— гласит во сточная поговорка. Его нынешнее душев ное состояние вполне естественно; оно основано на немалом и нелегком житей ском опыте, в котором были боль и радость, потери и находки, счастье и трагедии. 1975 год — год 50-летия художника. Он интенсивно работает, готовясь к своей вто рой персональной выставке. Вениамин Карпович создает ряд портретов маслом («Портрет сына художника», «Портрет Д. А. Ведерникова» и др.), сангиной, жир ной пастелью. Они согреты особой теплотой, проникновенным чувством. Пастельные жен ские портреты, несколько эскизные, графич- ные, производят впечатление технической легкости, артистичности, местами даже ли хости, в общем-то нехарактерной для ху дожника. Но это, тем не менее, Чебанов, во всей своей многогранности и неоднознач ности. Среди пейзажных его работ обращает на себя внимание большой живописный холст «Страда», но он, по-моему, не «прошел» через сердце художника. Более привлека тельными являются другие чебановские пейзажи, менее претенциозные, но достаточ но душевные и искренние. Для второй персональной выставки В. К- Чебанов отобрал 122 работы; из них на военную тему было всего 13, в то время как тема труда была представлена 37, преобла дали же портреты (45) и книжная графика (33), в которой были иллюстрации всего лишь к четырем, но очень разным книгам. Достаточно много среди отобранных работ было сюжетных произведений. Больше все го было графических работ, среди которых преобладала линогравюра. Художник снова предстал прежде всего как график, как мастер линогравюры, как мастер черного и белого. Выставка открылась в залах Новосибир ской картинной галереи 29 декабря 1975 го да. Общественно-культурную и художест венную значимость творчества Вениамина Карповича Чебанова, представленного на выставке, отмечали многие. Помню, заве дующий кафедрой рисования НИСИ им. В. В. Куйбышева, где когда-то начинал Чебанов, кандидат архитектуры, доцент Л. К- Минерт сказал: «Пройдя по залам этой выставки, словно видишь грандиозную панораму жизни нашей страны. Пафос строительства нового общества, героический характер нашего современника является главной темой творчества художника, жиз ненная правда и оптимизм характеризуют его». В тот же день в «Вечернем Новоси бирске» была опубликована статья М. Кли менко, ответственного секретаря Новоси бирской организации Союза художников РСФСР, «Талант взращен родной землей...», в которой, в частности, говорилось: «Само бытно творчество Вениамина Карповича Чебанова. Каждая новая его работа прино сит радость встречи с прекрасным, помогает увидеть какую-то новую грань бытия. Творчество художника, большое и мужест венное, отмеченное неустанным стремле нием к новым свершениям, неизменно несет на себе печать его личности». Самобытность... «Мастерство и знания — это только азбука художества. Не техникой художества прельщают нас творения рус ских; наш ззор более пленяет самобытность, творение без самобытности — это все равно, что человек, лишенный души и сердца»,— слова, приписываемые гениальному русско му архитектору В. И. Баженову. Так не поэтому ли произведения Чебанова близки и понятны нам, захватывают нас, некото рые сразу, другие незаметно, исподволь, ведут за собой, учат, заставляют сопере живать, принимать чужой опыт как свой, размышлять о смысле жизни, о времени и о себе, о своем месте в ней! Художник Вениамин Чебанов предстал как поэт, философ, историк. Он — поэт в том емком смысле этого сло ва, в котором заключается вообще способ ность человека видеть и чувствовать пре красное и возвышенное в реальной дейст вительности, то, что порой скрывается за повседневной обыденностью или не так ярко выражается. Он — философ в том смысле, что создан ные за многие годы произведения — итог напряженной работы мысли, активной твор ческой фантазии, занятых вечными пробле мами добра и зла, счастья и страдания, что он способен из множества отдельных на блюдений «спрессовать» яркий, синтетиче ский образ, придать знакомому и даже привычному явлению неожиданное ощуще ние новизны, найти повод для художест венного открытия в самых общедоступных сферах человеческого существования. Он — историк и не только потому, что отражает историческое прошлое, по-своему увиденное, но и потому, что сам творит историю времени, историю народа. Он— еще и Человек. Высокая духовность искусства художника, его человечность и глубина связаны с определенной идейной и нравствеаной его позицией, верностью убеж дениям. Его творчество — удивительно цель ное, стилистика работ устойчива, постоян на. Внутренний пафос его искусства всегда направлен не в сторону поисков останав ливающей глаз оригинальности листа или холста; он ищет прежде всего внутренней наполненности, духовной содержательности и этому подчиняет средства своего графи ческого и живописного языка. Безыскус ственная простота многих его работ на са мом деле богата и содержательна, выража ет сложные чувства и мысли автора и рож дает в зрителе ответный отклик. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2