Сибирские огни, 1982, № 3
тальностью, мощью лист «Покрышкин А. И.». В облике знаменитого героя Вели кой Отечественной войны при всей его ин дивидуальности запечатлена судьба целого поколения, выдержавшего жестокую схват ку с врагом. Общественный темперамент художника с большой силой вновь проявился, когда в Чили произошел военно-фашистский пере ворот, в результате которого было сверг нуто демократическое правительство Саль вадора Альенде. В. К Чебанов режет гра вюры «Луис Корвалан» и «Сальвадор Аль енде». Мужественные, суровые лица. Корва лан, товарищ Лучо, крепко сжимает древко флага: мы проиграли бой, но не проиграли сражения; вся борьба еще впереди. Наконец, к заметным эстампным рабо там начала семидесятых годов следует от нести и десять иллюстраций к книге С. Ба руздина «Шел по улице солдат», которые могут рассматриваться и как самостоятель ная станковая серия. Это — рассказ о Совет ской Армии от зарождения до наших дней. В ней воплощены главные этапы ее станов ления, ее общенародный характер, ее гу манизм и интернационализм, ее мужество и героизм. Армия — наш верный страж, оплот мира и безопасности. Это — рассказ, может быть, не очень эмоциональной, кое в чем символичный, но очень достоверный, выра зительный. Кстати, и эти линогравюры на Всероссийском конкурсе искусства книги также отмечены дипломом. В то же время В. К- Чебановым проил люстрировано немало и других книг, но об этом разговор особый. Весной 1973 года я обратился к Вениа мину Карповичу с просьбой взять на себя труд подготовить выставку «Сибирская гра фика», которую предполагалось направить во Францию в следующем году, когда там будут проводиться «Дни Сибири». Чебанов с удовольствием взялся за это дело, и уже в ноябре состоялся общественный просмотр работ будущей экспозиции. Был подготов лен интересный каталог (здесь потрудились художники В. Авдеев и В. Кириллов) со вступительным словом академика Г. И. Марчука, председателя правления Новоси бирского отделения общества «СССР — Франция». В начале 1974 года отобранные работы были отправлены во Францию. Серию «По Франции» В. К. Чебанов впер вые показал на своей второй персональной выставке; она вызвала большой интерес у зрителей, и правление Новосибирского от деления общества «СССР — Франция» орга низовало встречу художника с активиста ми общества. Вениамин Карпович поделился впечатлениями о своем кратком, но очень насыщенном путешествии во Францию, своеобразным отчетом о котором явились экспонируемые акварели. Позднее эта серия экспонировалась в Доме ученых Академго родка, в Доме актера, в областном краевед ческом музее, в клубе интернациональной дружбы НГПИ и других местах. В том же 1974 году, готовясь к праздно ванию тридцатилетия Победы, Вениамин Чебанов обращается к живописи. «Прохо дит снова память, как связной, между про шедшим днем и настоящим». На станок встали полотна, начатые 5—7 лет назад: «Цена победы» и «Священная земля». «Цена победы». Солдаты, танки, пушки — все ушли далеко вперед. Впереди на гори зонте на фоне красно-черного неба (то ли грозовой закат, то ли отсветы и дым пожа рищ) догорает ракета. Сейчас победа ре шается там, здесь же — только ее послед ствия: дымится разбитый танк, завалилось набок брошенное орудие, еще горяча остывающая земля, изрытая огнем и ме таллом, а в центре — высветленный про рвавшимся сквозь тучи неярким солнечным лучом убитый солдат, ценою собственной жизни добывший не только эту местную, маленькую, но и всеобщую Победу. Глав ным средством выражения настроения здесь является свет, «выхватывающий» из этого кроваво-металлического месива по гибших, винтовку, вражескую каску, пат ронный ящик с пулеметной лентой и вы свечивающий далекое багряное небо. Гори зонтальный, вытянутый формат картины позволяет достичь панорамного, эпического звучания. Началом любого холста или листа обыч но бывает взволновавший художника жиз ненный факт, импульс, зажигающий искру. Так было и с Чебановым. Во время отдыха летом он плыл на теплоходе по Десне. На высоком берегу стали появляться обе лиски — один, другой, третий... Когда-то здесь была война, шли тяжелые бои. И снова защемило сердце художника-бой- ца. Сколько братских могил, сколько жизней они поглотилиі И увиделась художнику мать, словно обелиск, скорбящая над моги лами своих сыновей. И смотрит она в землю печально и строго. И мы понимаем: здесь вся земля священна. Так родилась картина «Священная земля». Война. Вечная Память. В «Земле свя щенной» В. К- Чебанов стремится тракто вать эту тему в духе эпического величия. Несомненно, те значительнейшие для ху дожника впечатления, мысли, которые жили в его душе тридцать лет, воплотились в трагедийности напряжения полотен. В это же время Чебанов пишет еще два полотна, посвященных героизму Зои Космо демьянской. Это — картины «Ведут на казнь» и «Казнь». Столкновение двух ми ров, характеров. Прием противопоставле ния: хрупкая девушка и беспощадные палачи. Злодеяние совершается на глазах стариков, женщин и детей, на глазах наро да, присмиревшего под дулами автоматов, но не смирившегося, непокоренного. В 1974 году написана, вернее, начата (потому что последний вариант закончен недавно) картина «Чапаевцы». Сдав ее за казчику, Чебанов заново написал картину, найдя более точные и выразительные харак теристики своим героям, более точные и выразительные детали. И сейчас периоди чески художник возвращается к работе над ней, правда, прописывая только кое-какие второстепенные места. В целом чебановская живопись на воен ную тему более спокойна, чем его графика. Но вряд ли будет правильным считать ее более гармоничной, чем «Воспоминание о войне». Ради справедливости надо заметить, что в живописи военной тематики худож ник пока еще не достиг тех вершин, кото рые ему покорились в «Воспоминании о войне» и «Земле и людях». Эти две серии поистине — его «звездный час». Другое дело — В. к. Чебаиов стал сдер- 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2