Сибирские огни, 1982, № 3

тальностью, мощью лист «Покрышкин А. И.». В облике знаменитого героя Вели­ кой Отечественной войны при всей его ин­ дивидуальности запечатлена судьба целого поколения, выдержавшего жестокую схват­ ку с врагом. Общественный темперамент художника с большой силой вновь проявился, когда в Чили произошел военно-фашистский пере­ ворот, в результате которого было сверг­ нуто демократическое правительство Саль­ вадора Альенде. В. К Чебанов режет гра­ вюры «Луис Корвалан» и «Сальвадор Аль­ енде». Мужественные, суровые лица. Корва­ лан, товарищ Лучо, крепко сжимает древко флага: мы проиграли бой, но не проиграли сражения; вся борьба еще впереди. Наконец, к заметным эстампным рабо­ там начала семидесятых годов следует от­ нести и десять иллюстраций к книге С. Ба­ руздина «Шел по улице солдат», которые могут рассматриваться и как самостоятель­ ная станковая серия. Это — рассказ о Совет­ ской Армии от зарождения до наших дней. В ней воплощены главные этапы ее станов­ ления, ее общенародный характер, ее гу­ манизм и интернационализм, ее мужество и героизм. Армия — наш верный страж, оплот мира и безопасности. Это — рассказ, может быть, не очень эмоциональной, кое в чем символичный, но очень достоверный, выра­ зительный. Кстати, и эти линогравюры на Всероссийском конкурсе искусства книги также отмечены дипломом. В то же время В. К- Чебановым проил­ люстрировано немало и других книг, но об этом разговор особый. Весной 1973 года я обратился к Вениа­ мину Карповичу с просьбой взять на себя труд подготовить выставку «Сибирская гра­ фика», которую предполагалось направить во Францию в следующем году, когда там будут проводиться «Дни Сибири». Чебанов с удовольствием взялся за это дело, и уже в ноябре состоялся общественный просмотр работ будущей экспозиции. Был подготов­ лен интересный каталог (здесь потрудились художники В. Авдеев и В. Кириллов) со вступительным словом академика Г. И. Марчука, председателя правления Новоси­ бирского отделения общества «СССР — Франция». В начале 1974 года отобранные работы были отправлены во Францию. Серию «По Франции» В. К. Чебанов впер­ вые показал на своей второй персональной выставке; она вызвала большой интерес у зрителей, и правление Новосибирского от­ деления общества «СССР — Франция» орга­ низовало встречу художника с активиста­ ми общества. Вениамин Карпович поделился впечатлениями о своем кратком, но очень насыщенном путешествии во Францию, своеобразным отчетом о котором явились экспонируемые акварели. Позднее эта серия экспонировалась в Доме ученых Академго­ родка, в Доме актера, в областном краевед­ ческом музее, в клубе интернациональной дружбы НГПИ и других местах. В том же 1974 году, готовясь к праздно­ ванию тридцатилетия Победы, Вениамин Чебанов обращается к живописи. «Прохо­ дит снова память, как связной, между про­ шедшим днем и настоящим». На станок встали полотна, начатые 5—7 лет назад: «Цена победы» и «Священная земля». «Цена победы». Солдаты, танки, пушки — все ушли далеко вперед. Впереди на гори­ зонте на фоне красно-черного неба (то ли грозовой закат, то ли отсветы и дым пожа­ рищ) догорает ракета. Сейчас победа ре­ шается там, здесь же — только ее послед­ ствия: дымится разбитый танк, завалилось набок брошенное орудие, еще горяча остывающая земля, изрытая огнем и ме­ таллом, а в центре — высветленный про­ рвавшимся сквозь тучи неярким солнечным лучом убитый солдат, ценою собственной жизни добывший не только эту местную, маленькую, но и всеобщую Победу. Глав­ ным средством выражения настроения здесь является свет, «выхватывающий» из этого кроваво-металлического месива по­ гибших, винтовку, вражескую каску, пат­ ронный ящик с пулеметной лентой и вы­ свечивающий далекое багряное небо. Гори­ зонтальный, вытянутый формат картины позволяет достичь панорамного, эпического звучания. Началом любого холста или листа обыч­ но бывает взволновавший художника жиз­ ненный факт, импульс, зажигающий искру. Так было и с Чебановым. Во время отдыха летом он плыл на теплоходе по Десне. На высоком берегу стали появляться обе­ лиски — один, другой, третий... Когда-то здесь была война, шли тяжелые бои. И снова защемило сердце художника-бой- ца. Сколько братских могил, сколько жизней они поглотилиі И увиделась художнику мать, словно обелиск, скорбящая над моги­ лами своих сыновей. И смотрит она в землю печально и строго. И мы понимаем: здесь вся земля священна. Так родилась картина «Священная земля». Война. Вечная Память. В «Земле свя­ щенной» В. К- Чебанов стремится тракто­ вать эту тему в духе эпического величия. Несомненно, те значительнейшие для ху­ дожника впечатления, мысли, которые жили в его душе тридцать лет, воплотились в трагедийности напряжения полотен. В это же время Чебанов пишет еще два полотна, посвященных героизму Зои Космо­ демьянской. Это — картины «Ведут на казнь» и «Казнь». Столкновение двух ми­ ров, характеров. Прием противопоставле­ ния: хрупкая девушка и беспощадные палачи. Злодеяние совершается на глазах стариков, женщин и детей, на глазах наро­ да, присмиревшего под дулами автоматов, но не смирившегося, непокоренного. В 1974 году написана, вернее, начата (потому что последний вариант закончен недавно) картина «Чапаевцы». Сдав ее за­ казчику, Чебанов заново написал картину, найдя более точные и выразительные харак­ теристики своим героям, более точные и выразительные детали. И сейчас периоди­ чески художник возвращается к работе над ней, правда, прописывая только кое-какие второстепенные места. В целом чебановская живопись на воен­ ную тему более спокойна, чем его графика. Но вряд ли будет правильным считать ее более гармоничной, чем «Воспоминание о войне». Ради справедливости надо заметить, что в живописи военной тематики худож­ ник пока еще не достиг тех вершин, кото­ рые ему покорились в «Воспоминании о войне» и «Земле и людях». Эти две серии поистине — его «звездный час». Другое дело — В. к. Чебаиов стал сдер- 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2