Сибирские огни, 1982, № 3
новенной ложкой (кстати, ручная печать наиболее качественная, и ее делает Чеба- нов). Затем снова резал, снова смотрел на зеркальное отражение, снова печатал. Р а бота спорилась, казалось, все шло легко, ве село. Работая, он говорил со мной, шутил. А вещь-то рождалась серьезная, глубокая! Значит, вся она была уже «прожита», про чувствована, продумана заранее. Я обратил внимание Чебанова на то, что уж слишком не проработан, условен эскиз; мне казалось, что уже карандашная штри ховка в эскизе должна определять и на правление штриха, и его плотность, толщину. Художник же ответил, что материал, форма подскажут штрих, и рука сама направит резец так, как нужно. «Первый трактор». Радость, торжество победы, пусть еще будущей, но победы. Крепко держится в трудовых руках древко флага. Радость и переполох. Руль трактора в надежных, сильных молодых руках. Это им строить колхозы, строить будущее. И как напоминание о том, через что прошли люди,— человек в буденовке и шинели, на костылях. Трактор на переднем плане как символ завтрашнего дня, а вдали — поко сившиеся крестьянские избы, маковка церк ви — день вчерашний и сегодняшний. И вновь лошадь с жеребенком, ставшая своего рода рефреном серии. Заключает серию серебристый лист «Ро дина» с фигурами людей, радостно прием лющих открывающийся им светлый и про сторный мир. Родина... Это — и вспаханное поле, и чистые просторы, леса и цветы, пти чьи стаи над рябью воды, и жеребенок, прильнувший к соскам матери. Это-—и фан тастические кони, мчащиеся над цветущей землей в облаках, увиденные ребенком с отцовского'плеча. Это — и сам автор с его мечтами и думами, с его ярко выраженным мироощущением. Показанная впервые в 1969, году на зо нальной выставке в Красноярске серия «Земля и люди» —свидетельство зрелости и мастерства художника; она принесла боль шой успех автору: Вениамину Карповичу Чебанову за серию линогравюр «Земля и люди» присуждена специальная премия Союза художников СССР. Листы этой се рии, как и цикла «Воспоминание о войне», экспонировались на многих выставках. И если одиннадцать лет спустя младший коллега Чебанова художник-график Н. И. Домашенко создает превосходную серию двухцветных автолитографий «Хлеб Сиби ри», по-своему увидев события того же прошлого,— в этом, по-моему, немалая зас луга чебановского цикла «Земля и люди». Серия «Земля и люди» завершила опреде ленный этап в творчестве художника. «Ше стидесятые годы во всем советском искусст ве и творчестве Чебанова в том числе прошли как годы героической романтики. Кар тины решались сильно, выпукло и в извест ной степени однозначно. Однако и в то вре мя Чебанов прорывался к мудрой уравнове шенности. Семидесятые годы повернули советское искусство от внешней вырази тельности к глубине образа, которая невоз можна при ярко выраженной экспрессии формы. Процесс перехода к новому сложен и не прямолинеен, в нем происходят воз враты к прошлому и нащупывание будущего. Через десятилетия случайности в нем отсе ются и обрисуется золотая жила искусства, творимого сегодня»,— писал новосибирский искусствовед П. Муратов. Семидесятые годы — всего' лишь второе десятилетие самостоятельной работы В. К. Чебанова. Художник работает в творческой группе «Индустрия Сибири», где создает графический триптих «Запсиб» и принци пиально новую для себя серию рисунков углем и сангиной — портреты горновых. Триптих включает листы «Запсиб», «Мон таж домны» и «Плавка выдана». Первые две линогравюры декоративно, композици онно «сконструированы», умозрительны, хо тя монументальны и величественны. Инте реснее представляется лист «Плавка выда на»: у вентилятора, отдыхая, одеваются сталевары; воздушный поток кружит во круг них, кружит их одежду; видимо, такая же круговерть после напряженной смены в их сознании, в их состоянии. Эта линогра вюра активно воздействует на зрителя, при водит в движение его психологический ме ханизм ассоциаций и аналогий. Триптих «Запсиб» мне очень импонирует своей композиционно-архитектурной завер шенностью, определенной декоративной красивостью, изысканностью, хотя в нем преобладает не эмоциональное, а рацио нальное начало. Эти листы, будучи поме щенными в современном интерьере, будут «держать» его. Портреты рабочих, созданные в этой творческой группе, были приняты едино душно и безоговорочно. В экспозиции XVII областной выставки, проходившей под де визом «Художники Новосибирска — рабо чему классу», эти портреты занимали ■по праву центральное место. В это время В. К. Чебанова, помимо сов ременного портрета, занимает и револю ционный, и исторический, и литературный, и политический портрет. Наибольшую попу лярность (во многом — через печать) при обрели эстампные портреты, исполненные в технике так полюбившейся художнику линогравюры. «В. И. Ленин в Шушенском». В свете большой с абажуром керосиновой лампы молодой Ильич. Он весь ушел мыслями в книгу. В руке — карандаш, обычный атри бут работающего Ленина. Созданный как иллюстрация к одному из романов А. Коп телова о В. И. Ленине, он стал самостоя тельным портретом, дополнив сибирскую Лениниану. Такой «отрыв» характерен и для многих других работ В. К. Чебанова. Так случилось с серией «Наши земляки», выполненной для одноименного сборника, выпущенного Западно-Сибирским книж ным издательством. «Покрышкин А. И.», «Щетинкин П. Е.», «Лаврентьев М, А.», «Гарин-Михайловский Н. Г.», «Громов И. В.», «Еличев Я. М,», «Крячков А. Д.»,—известные имена, чьи судьбы так или иначе связаны с Новоси бирском. Надо действительно обладать незауряд ным мастерством, чтобы без натуры создать такие «живые», высокохудожественные пор треты, выразительные, разнообразные по тональной гамме, крепко нарисованные. За эти портреты-иллюстрации на Все российском конкурсе искусства книги их автор был удостоен диплома. В серии выделяется своей монумен........................ 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2