Сибирские огни, 1982, № 3
спросил Вениамина Карповича об истоках серии. Он ответил: — Мать крестьянка, с 12 лет сама ходи ла за плугом. Другие родственники были сельскими активистами... Крестьянские ге ны, видимо, передались и мне. Человек и природа, земля и человек — вечная тема, и я, очевидно, еще не раз вернусь к ней. «Рабочий земли» — крестьянин неисчерпа ем для художественного обобщения, для ху дожественного творчества... В серии «Земля и люди» две сюжетные линии. Одна — трагизм, жертвенность, ост рота борьбы за землю (эти листы суровы, построены на контрасте и преобладании черного пятна, силуэта, в «колючих», жест ких. линиях штриха), вторая, логически вы текающая из первой,— победная, светлая (это ощущение передается серебристым мягким штрихом, умелым владением пят ном, силуэтом). Так же, как и в серии «Воспоминание о войне», в цикле «Земля и люди» объединя ющим началом стало единство лирико-эпи ческого видения автора. Здесь он и трагик, и лирик. Здесь снова проявилась мудрость художника, но мудрость его по-прежнему с полынной горечью; не утратил он своей эмоциональности: стихийная мощь его ха рактера, хотя и укрощенная волей, разумом, мастерством, дает еще знать о себе всполо хами неистового темперамента. В целом же серия —торжество разумных начал, и это — новая грань творчества художника. Цикл открывается лаконичным листом философ ско-поэтического звучания «Рождение чело века». Перед полулежащей, прислонившей ся к тугому хлебному снопу роженицей мужчина, держащий своими огромными ладонями маленького, только что появив шегося на свет человечка. Как светятся земля и небо, словно радуясь рождению Человека! Настоящее торжество жизни, ее бесконечность, ее единство, ее взаимосвя занность: человек появляется на свет, когда созревают хлеба. Картина-символ, картина- образ. Точно найденная композиционно, с мягкими плавными линиями, лепящими красивые строгие формы, штрихами, при дающими листу своеобразное свечение, се ребристость, гравюра «звучит» как радост ная счастливая песня, гимн Человеку и Зем ле, на которой он живет. «Земля». Бережно держат крестьянские огрубелые руки горсть черного золота, зем ли, требующей семян, доброты и заботы. Нежно держит ее хлебороб в раздумье. Он знает, как тяжела ее цена, как труден путь от зернышка до каравая. Как символ буду щего урожая — женщина с ребенком и ло шадь с жеребенком. (Кстати, этот символ жизни —лошадь с жеребенком — проходит почти через всю серию.) А вдали, на гори зонте, пашущие крестьяне. Круглится, как каравай, земля, словно выворачиваясь на встречу пахарю. Нелегок труд крестьянский, солоноват будет вкус взращенного его ру ками хлеба! Напряженность листу придает высоко поднятая линия горизонта, углова тость штриха, асимметричное расположение основных пятен. Однако здесь, пожалуй, уж слишком много символов, от чего лист кажется несколько перегруженным. «Передел», Передел земли. Передел перед пахотой. В крепких мужицких руках, еще недавно державших винтовку или саблю,— 136 сажень. Еще не сброшены солдатская ши нель и обмотки. Делят землю, барскую, ка бинетную или. кулацкую. Решительно, по справедливости, бесповоротно. Лица стро гие, уверенные. Трое мужчин крепко стоят стеною в пер вом ряду. За ними, на втором плане — сте на женщин, в ожидании. Стеною за землю, за правду, за новую жизнь! «Председатель комбеда». Не просто да ется передел, земля. На подозрительный шо рох или стук поднялся председатель. В твердой руке — керосиновая лампа. Суро вый, бесстрашный взгляд обветренного по черневшего лица. При избраннике бедно ты — винтовка, говорящая о многом. Это — борьба, и ее исход, несмотря на возможную физическую смерть, гибель, очевиден. Не напрасна тревога председателя, не излишня его настороженность, о чем свидетельству ет следующий лист серии. «За землю». На вспоротой только что плугом черной земле распростерто тело хлебопашца. Белые пшеничные волосы раз метались в стороны. Предательская бан дитская пуля настигла его внезапно, за плу гом. Над ним на коленях мать с иссушенным, обветренным, изборожденным морщинами лицом. Словно сама Мать-Земля оплакивает своего сына. В бесконечность уходит вспа ханная полоса как продолжение уже по гибшего ее радетеля. Драматическая интонация звучит в ли ногравюре. Неожиданная масштабность трагической фигуры матери, вырастающей подобно монументу, контрастные отноше ния черного и белого создают ощущение напряжения. Листы «Председатель комбеда» и «За землю» — трагическая кульминация серии. «Хлеб». Земля — как каравай хлеба, на краю которого косари и вязальщицы сно пов. В забытьи от усталости меж снопов лежит уставшая жница. На холстине береж но уложены колоски (с детства Чебанов помнит, как бережно собирают в поле коло ски; здесь образ из детства обрел философ скую осмысленность). Нелегок труд кресть янский, нелегок хлеб земли. Он требует не только заботы, но и бережливости. «Планетарная» перспектива подчеркива ет тяжесть и «всеобщность», «всемираость» хлеборобского труда, когда от усталости голова идет кругом, когда солнце и небо кажутся черными, как это изображено на гравюре. Вдали, как символ жизни и надеж ды, лошадь с жеребенком на фоне сереб рящейся реки или озера. Эта линогравюра — мощный философ ский пласт чебановского мировосприятия, мироощущения. Этот лист, без сомнения, са мый значительный и самый лучший в серии. Помню, как я случайно, без обычного предупреждения, зашел в мастерскую к Ве ниамину Карповичу и стал свидетелем его работы как раз над листом «Хлеб». Чеба нов был в хорошем настроении, слегка воз бужден. Он сидел перед зеркалом и резал линолеум. Сбоку был карандашный эскиз, пожалуй, даже не эскиз, а набросок, линей ный почти без светотеневой проработки. Тем не менее художник резал быстро, уве ренно, ловко, изредка глядя на свою работу через зеркало (так будет выглядеть оттиск на бумаге). Потом он делал оттиски, прижи мая, прикатывая бумагу к линолеуму обык-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2