Сибирские огни, 1982, № 3
становятся для художника магистральной линией творческого развития. Графический цикл «Воспоминание о вой не», прошедший по залам многих выста вок СССР и за рубежом, получив ший широкое полиграфическое воплощение в разных изданиях и нашедший место в экспозициях ряда музеев и картин ных галерей, в том числе и за границей, получил всеобщее признание. Вениамин Карпович Чебанов за его создание награж ден дипломом Совета Министров РСФСР. Рассказывая о первой персональной вы ставке В. К- Чебанова, было бы совсем не справедливо не замечать другие, кроме эстампа, графические работы, выполненные карандашом, углем, тушью, фломастером, пастелью, акварелью и гуашью, на военную тему. Пять из них объединены в серию «По дорогам войны». Лучший в серии лист — «По дорогам войны». Словно маленький изголодавшийся зверек, склонился над солдатским котелком оборванный, в одежде не по размеру, из можденный подросток, подранок войны. Босые, посиневшие от холода ноги. Давно не знавшие мыла и расчески льняные вих ры. Глаза видят только одно—;протянутую доброй рукой еду. А рядом — другие глаза, другое лицо, суровое и мужественное. При кипели к винтовке натруженные руки по жилого бойца, разделившего с «сынком» свой скудный походный паек. Захлестнула солдатскую душу дума о нелегкой ребячь ей судьбе, о собственной семье и детях, о поруганной земле, за которую не на жизнь, а «а смерть надо биться с врагом. «Оккупация». В холодном свете прожек тора на колючей проволоке — безжизненное тело малолетнего узника. Мертвенно-синий колорит, бледная рука, холщовая котомка, рассыпанные картофелины, редкие хилые травинки, от которых остались одни лишь тени,— все создает картину нечеловеческой садистской жестокости оккупантов. «Трагедия войны». Высятся остовы ка менных домов разрушенного бомбежками города. Черные руины, темное седое небо, ледяной свет земли. Все это огромно и страшно, а в углу картины будто затеряв шаяся фигурка девочки в материнском или бабушкином платке. Виден один лишь глаз. Большой глаз, с расширенным зрачком. От него невозможно оторваться. Взгляд обра щен на вас, в нем затаенный страх, осуж дение и надежда. «Черные тучи». Клубятся черные грозо вые облака, заволакивают небо. Ветер в степи гнет травы. Свисают с покосившегося телеграфного столба оборванные провода. За околицей — две фигуры: жена прощает ся с солдатом. Но светлеет горизонт, минет гроза, разнесут ветры черные тучи, и за сияет в небе ясное солнце. Конечно, если строго, придирчиво, подой ти к этой чебановской графике, можно за метить и определенную иллюстративность, которая в общем-то считается большим недостатком любого художественного про изведения, и колористическую неопределен ность, и, может быть, излишнюю патетику. Но доверительная интимность этих работ, их сокровенность смягчают, если не пере крывают, имеющиеся недостатки. Бескомпромиссность, страстность, откры тость, даже какая-то незащищенность про изведений Чебанова с их клокочущей прав дой, эмоциональная насыщенность его обра зов действовали сильно, убедительно. Как бы сильны и впечатляющи не были чебановские произведения военной темати ки, они не заслонили второй половины ра бот, посвященных героике трудовых будней, его современникам. Строится крупнейшая на планете ГЭС — художник создает акварели «Здесь будет Красноярская ГЭС» и «Укладка бетона. Красноярская ГЭС»; возводится Запсиб — Западно-Сибирский металлургический за вод, гордость отечественной металлургии,— Чебанов в Новокузнецке («Западно-Сибир ский металлургический», «Нервы домны», «Чугун пошел», серия портретов горновых и сталеваров); Новосибирский оловозавод освоил производство самого чистого в мире олова — художник и там (серия линогра вюр «Оловозаводцы» включает листы: «Оловозаводцы», «Дежурный», «Двор за вода», «Олово», «Заводской цех»); наконец, создается под Новосибирском новый науч ный центр, Академгородок, и Вениамин Карпович снова на стройке. Если работы, посвященные создателям Красноярской ГЭС, Запсиба, труженикам Новосибирского оловозавода, больше тяготеют к бытовой зарисовке, к фиксации того или иного момен та, то произведения на темы Академгородка дают обобщенный опоэтизированный об раз строительства и строителей. Линогра вюры «Университет готов», «Утро Академ городка», «Обед. Академгородок», «Преоб раженная Сибирь», акварель «Маляры Академстроя», живописный «Портрет Гали Кулеминой — маляра Академстроя» и ряд других графических работ — своеобразная сюита о героях нашего времени, поэзия жизни, а не ее проза. Эстамп «Университет готов» незатейлив, прост по сюжету: три девушки маляра, ви димо, что-то напевая, наносят последние мазки на раму огромного раскрытого окна; за ним — строительство другого здания, над которым виднеется башенный кран, и все это — в лесу. В сияньи солнца и света, иг рающих в стеклах этих огромных раскры тых в мир окнах, в позах молодых работ ниц — гармония и покой, тихая радость труда и бытия. Здесь художник, пожалуй, нашел золотое сечение духа времени, внут ренней правды жизни; его штрих музыка лен, форма безупречна. В 1964 году эта линогравюра в числе дру гих работ Чебанова экспонировалась на республиканской выставке «Советская Рос сия». Первая персональная выставка Вениами на Чебанова была своего рода открытием многогранного дарования художника, твор чество которого зритель принял с глубоким пониманием и открытым сердцем. Его искус ство — мост между душами людей, в том числе и между художником и зрителем. В конце 60-х годов Чебанов исполнил в линолеуме героико-романтическую серию из восьми гравюр «Земля и люди», посвящен ных первым годам Советской власти в Си бири, суровой борьбе за землю, за хлеб, в конечном итоге, за Советскую власть, за новую жизнь. В телепередаче «Три встречи в сентябре» поэт А. И. Плитченко, представляя графи ческий цикл «Земля и люди» и его автора, 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2