Сибирские огни, 1982, № 3
ской графической классикой, он чаще других линогравюр воспроизводился в печати (журналы «Художник», «Искусство», газе ты «Советская Сибирь», «Вечерний Ново сибирск», «Советский воин», «Советская Россия», «Советская культура» и др.). «Война ушла». Словно после бури вы глянуло солнце и обогрело людей. На ство ле подбитого немецкого самоходного орудия «Фердинанд» — детские качели. Огромные гуси-лебеди, уносящиеся вдаль. Вслед за ними летят наивные ребячьи мечты. Может быть, это — память ума, а не серд ца. Может быть, это — в какой-то степени и умозрительная композиция. Если это так, то остается сожалеть, что замысел худож ника, его удивление и даже умиление жизнью дошли не до всех. Вспоминая, Че- банов говорил, что его больше всего пора жала на войне жажда жизни: с одной стороны —ее хрупкость, беззащитность, с другой — невероятная крепость и стойкость. «Только отобьем у врага город, село, хутор, еще земля горяча, танки тлеют, дымятся пожарища, и кажется, в этом аду не оста лось ничего живого, вдруг откуда-то по являются люди, в основном, женщины, старики, дети, и начинают обустраиваться... А дети есть дети. Смотришь, уже приспо собились на разбитом танке...» «Мир. Солнышко». На переднем ' плане — семья. Их трое — отец, мать и сын, луща щий подсолнух в добрые руки матери. За ними — река, луга, леса, а в небе — снова большие белые птицы. Линогравюра по своей природе — искус ство предельно лаконичное, позволяющее создавать произведения большой смысловой емкости. Напряженные контрасты черного и белого, характерные для одноцветной лино гравюры, иногда создают мнение, что ей доступны только драматические эффекты и она почти не приспособлена к созданию светлых образов и выражению спокойных состояний. Творчество же Чебанова убеж дает в богатейших возможностях этой техники. Примером, наряду с другими, мо гут быть две последние линогравюры серии. Умелым чередованием линий, штрихов он достигает особой серебристости тона, лириз ма мироощущения; в каждой из этих линогравюр по-своему утверждается опти мистическое начало, светлая вера в силу добра, разума, мира на земле. Цикл «Воспоминание о войне», как и по следующие серии линогравюр Вениамина Карповича Чебанова,— это, в сущности, метафора бессмертия: люди страдают, гиб нут, чтобы родиться в новом поколении мира и счастья. В этой серии, как и в по следующих, сюжетный мотив имеет перво степенное значение. Но образ у Чебанова не только, вернее, не столько изобразительный, сколько выразительный, а красоту он от крывает не в лирическом, а прежде всего в героическом аспекте. Его произведения — выражение душевного состояния всего на рода; их героями являются не отдельные люди, а народные массы, хотя они мало численны по количеству персонажей. Ин дивидуальность, конкретность судеб по глощается их всеобщностью; каждый человек конкретен, наделен конкретной внеш ностью, возрастом — и, прежде всего, типи чен. Эта типичность тоже идет от войны. И может быть даже хорошо (хотя и жесто ко с моей стороны так говорить), что аль бом с фронтовыми рисунками когда-то потерялся, потому что конкретные факты войны, благодаря этому, смогли «пере гореть» в душе художника и воплотиться в его творчестве в такие обобщенные образы. События мирового масштаба — и при косновение к ним личной судьбы... Это и определило звучание листов, их главный смысл. Личностное, чебановское, миро восприятие и его художественное воплоще ние отмечают все, кто видел работы Чеба нова. Помню, накануне второй персональной выставки я беседовал с Вениамином Кар повичем. Он тогда сказал: «Война вошла в мою жизнь навсегда. В сорок четвертом, после окончания пехотного училища, попал на передовую. Было мне всего девятнад цать... Так же, как в «Прощании», прово жала меня мать, так же, как в «Атаке», поднимал свой взвод... Еле доползал до привала («Привал с дороги направо») и так же со слезами на глазах палил в небо из своего автомата в честь Победы («Побе да»). Для будущего нам нельзя забывать этого, для Будущего»... Может быть, этот цикл (как и после дующие) внешне даже грубоват, но с боль шой внутренней одухотворенностью, силь ным психологическим зарядом. Такую напряженность, остроту композиции неко торые считают одной из характерных черт так называемого «сурового» стиля. Рожден ный живописью начала шестидесятых го дов, этот стиль в графике определяется тенденцией монументальности: большой формат листов, композиция, строящаяся на соотношениях крупномасштабных форм, обобщенность рисунка, чему, пожалуй, больше всего соответствует техника лино гравюры с присущей ей энергией и углова тостью штриха. Разумеется, относить чебановское твор чество к «суровому» стилю можно только весьма условно, хотя бы потому, что само определение этого стиля пока еще не устоя лось и весьма приблизительно. Кроме того, может показаться, что характерные черты чебановского графического стиля не более как следование моде, стилистическим вея ниям времени, в то время как они состав ляют его существо, и он, художник Чеба- нов, в какой-то мере сам влиял на эту «моду». Кстати, этой своей стилистике он в общем-то остался верен и сейчас. Серия «Воспоминание о войне» предста вила нам Венниамина Чебанова как ху дожника-графика, уверенно владеющего резцом, материалом, умеющего сознательно объединять самое характерное из увиден ного и пережитого, осмысленно дополнять картину символическими деталями, ярче раскрывающими основной замысел. Она представила нам его как самобытного ху дожника со своим видением и почерком, как новатора, если смысл новаторства в искусстве заключается в том, чтобы пока зать современника, события в их реальном конкретно-историческом виде, со всеми при сущими им живыми черточками. Это — крупная заявка на свое место в большом искусстве, определившая, что главное в творчестве Вениамина Чебанова — графика. Найденное в этой серии на десятилетие 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2