Сибирские огни, 1982, № 3
через три года он, даже еще не член Союза художников,— участник 1-й художествен ной выставки «Советская Россия»,' которая состоялась в Москве в 1960 году. Зрелым мастером В. К. Чебанов предстал на 1-й зональной художественной выставке «Си бирь социалистическая» (Новосибирск, 1964 г.). В это же время его принимают в Союз художников СССР. С этого же, 1964 года, начинается его активная деятельность в Новосибирской организации Союза. Мно го раз он избирался членом правления, был его председателем, руководил секцией гра фики, входил в состав выставкомов, разных советов, комиссий. Представлял Новоси бирск на всероссийских и всесоюзных съез дах художников. Разнообразна и его обще ственная деятельность: он — участник раз ных творческих агитгрупп, выезжавших в другие города и на село, член редколлегии журнала «Новосибирский агитатор», депу тат городского и районного Советов народ ных депутатов. А сколько было незаплани рованных выставок в Домах культуры, в са наториях, домах отдыха, красных уголках, библиотеках, сколько встреч с рабочими, сельскими тружениками, военнослужащи ми, студентами, школьниками, сколько бе сед, рассказов! Иной раз дел по горло, ра бота не клеится, домашние неурядицы — в общем, не до того, а он не может отказать просьбам. Надо, так надо! Жажда общения с людьми, чувство ответственности и долга всегда берут верх. Сейчас Вениамин Карпович— признан ный авторитет, мастер живописи и графики. У него за плечами огромный опыт, участие в выставках, наверное, уже всех возмож ных уровней и рангов: областных, зональ ных, республиканских, всесоюзных, между народных, персональных. Его подлинно гуманное искусство отвечает духу интер национализма. Графические работы Чебано- ва экспонировались в Польше, ФРГ, Авст рии, Венгрии, Франции. Но нет у него ни самоуспокоенности, ни самовлюбленности, что свойственно многим, достигшим успеха. Он полон сил, замыс лов, надежд и сомнений. К нему, по-моему, целиком можно отнести слова И. Таланки на, сказанные о Сергее Бондарчуке: «При всей воле и силе характера в нем есть не защищенность и детскость... Это позволяет ему смотреть на мир с любопытством, непосредственно и видеть явления в их первозданной свежести». По-прежнему в чебановском творчестве та же масштаб ность, соотнесенность собственной судьбы с судьбой страны, с временем. В его рабо тах нет ни модернового оригинальничания, ни фетишизации старины и старых масте ров, ни робкого копирования натуры. Он достиг мастерства, не требующего рекламы и пространных разъяснений знатоков, ссы лок на моду и личное усмотрение автора. Но к этому Вениамин Чебанов шел года ми, можно уже сказать, десятилетиями. Через десять лет после своего первого уча стия в профессиональной художественной выставке он получил право на организацию персональной экспозиции. Она открылась в мае 1967 г., накануне дня Победы, в выста вочных залах Новосибирского отделения Союза художников. На ней было представ лено ПО’ работ, из которых 34 — книжная графика, 33 портрета, 7 пейзажей, осталь ное — сюжетные композиции, где 'преобла дала военная тема (примерно 20 произве дений). Среди книжной графики было также немало работ, варьирующих тему войны и мира. И это не случайно. На верни саже, обращаясь к присутствующим, Вениа мин Карпович сказал: — Эту выставку я посвящаю всем тем, кто шел дорогами войны, кто вернулся со славой домой, и тем, кто не пришел, остав шись навеки лежать в своей и чужой земле. Центральное место на выставке занял цикл линогравюр «Воспоминание о войне» (позднее он стал именоваться «Годы вой ны»). Эта программная серия из семи большеформатных работ — результат почти двухлетнего труда и двадцати лет раздумий о войне и мире. «1941-й. Мать». В скорбном молчании на фоне холодного неба застыла на пригорке пожилая женщина в старом ватнике. Колю чий ветерок треплет концы ветхого полу шалка, клонит к заснеженной земле сухие былинки. Уходит на фронт колонна бойцов. Она — мать всех солдат и вместе с тем од ного из них. Она — образ Родины, благо- славляющей своих сынов на святое правбё дело. Она — монумент скорби и силы, стра дания и мужества. Вдали стремительно громыхает эшелон с орудиями на платфор мах. И над всем этим — солнце, извечный символ жизни, на которое наплывает чер ная туча, кружит воронье. «Прощание». Тревожно поблескивают бревенчатые стены, тревожная звездная ночь заглядывает в оконце. Прильнула к мужниной груди хрупкая исстрадавшаяся женщина. Двое в свете горящей свечи. Зябко женщине, тяжело мужчине. Они мол чат, но не безмолвствуют. Время торопит: на спинке стула поспешно брошенные ши нель, вещмешок. Покосилась, как их жизнь, фотография в рамке на стене, где, видать, эти же, двое. Внизу еще две рамки, одна уже без фотокарточки, которая, очевидно., перекочевала в нагрудный карман солдата. «Атака». Наиболее острый момент На пряженного боя. В едином порыве устрем лены вперед бойцы. В свете гаснущих ра кет, через колючую проволоку. Их несколь ко — рядовых войны. Сраженный встречным огнем один пытается подняться, падает другой Но уже не остановить этого смерча атаки. Вперед, только вперед! «Привал с дороги направо». На вздыблен ной земле спят солдаты каменным сном, в неудобных позах, свалившись кто где. Не измеримый труд войны, смертельная уста лость ее бесконечных тяжких километров. Вот уж, действительно, «сильней солдата на войне не уставал никто». «Победа». Только что пришла весть об окончании войны. Радуются солдаты, вски нув вверх винтовки и автоматы. Над ними небо с клубящимися, словно в торжестве, облаками и голуби как символ мира и спо койствия. Музыка салюта, бескрайнее лико вание, но и они не могут снять сурового напряжения боев. Лица тружеников войны усталы и строги. Это — своеобразная фре ска, скомпонованная из. людских голов, рук и автоматов. Здесь время потеряло свою протяженность, мгновение стало вечностью, а люди — памятником эпохи. Лист «Победа» стал своего рода совет 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2