Сибирские огни, 1982, № 3
евский военный округ, откуда и демобили зовался в феврале 1947 года. Мечта о профессии художника не остав ляет Чебанова, и, демобилизовавшись, он устраивается художником - оформителем сначала Дома культуры железнодорожни ков на станции Инской, а потом — Ново сибирского стрелочного завода. Афиши, лозунги, стенды, надписи, подписи, объяв ления... Особо творческой эту работу не назовешь, но она ближе к искусству, чем какая-либо другая, и дает возможность вы краивать время для самостоятельных за нятий рисованием и живописью. Это хоть и скромный, робкий, но уже шаг на пути к желанной профессии. Одновременно он учился в вечерней шко ле. В 1953 году в возрасте двадцати вось ми лет Чебанов успешно поступает на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева. Почему не художествен ное училище или институт? Да дело в том, что чем взрослее, старше становится чело век, тем больше его одолевают сомнения. Думал: на художника не потяну, а на ар хитектора можно попробовать: все же про фессия ближе всего к искусству! Кроме то го, учиться можно без отрыва от семьи (к этому времени у Чебановых была уже дочь Валя; позднее родились дочь Аня и сын Артем). В НИСИ им. В. В. Куйбышева я посту пал вместе с Вениамином. Помню, конкурс был огромный (150 заявлений на 25 мест, но среди поступавших было три медалиста и человек шесть со стажем армейской службы, имевших преимущественное пра во на зачисление), и решающее значение имел результат экзамена по рисунку. На ша группа первокурсников-архитекторов была сильной в рисовальном отношении, и тем не менее Чебанов выделялся. Тогда в институте заведовал кафедрой рисования Иосиф Александрович Беляев. Маленький, худенький, убеленный сединой. Он был прекрасным педагогом, точно чув ствовал и знал своих подопечных — кто есть кто. Меня всегда поражало то, что этот на вид добродушный лунь, всегда «читал» нас, студентов: этот старается — его надо подбодрить, этот ленится — ему надо «всыпать», а этот посложнее — надо разобраться. По тому, как он, продвига ясь меж рядов рисующих, положит сзади на твои плечи свои трясущиеся руки, зна ли, что он тебе хочет сказать. Так вот, его руки все чаще и чаще одоб рительно ложились на чебановские плечи. Вениамин стал пропадать в кабинете ри сования все свободное время, наконец, стал пропускать лекции, и вдруг выяснилось, что Беляев взял его на свою кафедру ас систентом. Заметив в Чебанове чисто ху дожнические, а не архитектурные склон ности, его большие графические возможно сти — точный глазомер, чувство компози ции листа, крепкую руку, наконец, стреми тельный прогресс в рисовании с натуры (действительно, все мы, его однокурсники, за это время у требовательного нашего зав кафедрой едва «преодолели» постановку из геометрических тел, окантовый лист, розет ку и простенькую вазу), Иосиф Алексан дрович стал уговаривать его бросить ин ститут и пойти в художественное училище. В конце концов уговоры возымели действие. С рекомендательным письмом от Беляева. Вениамин Чебанов направился в Иркут ское художественное училище, в которое был зачислен в 1954 году сразу же на тре тий курс. . В институт он поступил, когда была «на юности прибита мемориальная доска», ког да он мог повторить слова Рубенса: «Судь ба и я, мы испытали друг друга». Его но вые сокурсники были много моложе. Ему не хотелось, просто стыдно было хоть в чем-ли бо отставать, а дел у него и трудностей было много больше, чем у других: надо было досдавать ряд предметов и курсов, выпол нить много разных графическо-живописных заданий, постановок, композиций. Кроме того, в его возрасте и при его «рваном» по времени образовании не все давалось так легко и просто, как более молодым колле гам. Ко всему, его неоспоримое достоин ство — делать все серьезно и ответственно — часто превращалось в свою противополож ность. Но не был бы Чебанов Чебановым, если бы он не преодолел и эти трудности. На тридцать первом году жизни Вениа мин Карпович окончил училище; оставался всего один шаг на пути завершения худо жественного образования — художествен ный институт. Но не мог он оставаться «веч ным» студентом: у него была семья, дети. В. К- Чебанов становится преподавателем черчения и рисования средней школы № 46 Первомайского района Новосибирска. Не много позднее возглавляет и изостудию при Доме культуры железнодорожников стан ция Инская, там, где он сам в недавнем прошлом работал художником-оформите- лем. В 1958 году В. К. Чебанов попробовал свои силы в качестве внештатного художни ка Западно-Сибирского книжного издатель ства. Сотрудничество с издательством ока залось успешным, и оно, кстати, продолжа ется по сей день (проиллюстрировано и оформлено несколько десятков книг). Работа в книжной графике — это боль шая школа, это, если так можно выразить ся, своеобразный общекультурный и про фессиональный тренаж. Она дисциплиниру ет художника, требует от него четкости, идейной определенности, выразительности, способности не только глубоко вникнуть в суть иллюстрируемого произведения, но и быть своего рода соавтором, почувствовать «дух своего времени», чтобы найти наибо лее адекватную и доступную форму графи ческого выражения содержания. Кроме то го, дает относительно стабильный зарабо ток, что немаловажно для художника, так как «не каждый день живем пылая и дер жим золото в горсти». Как бы то ни было, в большое искусство, к самостоятельному плодотворному творче ству Чебанов пришел через книжную графи ку. Не случайно критики, отмечая несомнен ный успех чебановских работ на первых его выставках, говорили и об их недостат ке — некоторой иллюстративности, которая, видимо, шла как раз от его занятий «книж ным делом». В рамках профессиональных художест венных выставок его первой в Новосибир ске была 10-я областная (1957 г.). Но уже 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2