Сибирские огни, 1982, № 3
ИСКНСЕТВП В. Пивкин ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ- ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (О художнике Вениамине Чебанове) Вениамина Карповича Чебанова я знаю около тридцати лет. Учился с ним на архи тектурном факультете Новосибирского ин женерно-строительного института, был сви детелем его первых шагов в профессиональ ном искусстве. С тех пор внимательно слежу за этим вдумчивым, искренним худож ником, искусство которого, по словам но восибирского искусствоведа Т. В. Рыбако вой, «не поражает с первого взгляда феерическим блеском артистизма, эффект ными цветовыми решениями, оно не гре мит и не сверкает, а спокойно, неторопли во входит в ваше сердце и остается с вами на многие годы». Восхищаюсь его цельной, по-мужицки крепко скроенной жизнью, может быть, даже грубоватой, но не из лоскутков натурой. Он один из тех, о ком в народе говорят, что прошел огонь, воду и медные трубы. Нелегким был его путь в искусство, и сама по себе его жизнь от сле саря паровозного депо через войну, тяже лое ранение, трудные послевоенные годы к художественному творчеству достойна ис креннего уважения. Все мы понимаем, и с сожалением по нимаем (этому есть немало примеров), что не каждый художник находится на уровне своего дарования, что не всегда талант обеспечен нравственно, этически. Чебанов же художник и Чебанов-человек — единое, цельное, здесь разлада нет. Эта цельность вкупе с душевностью, порядочностью, со вестливостью делают его таким привлека тельным: у него много друзей и знакомых, в его мастерской нередко полно народу, к нему идут с просьбами посодействовать, походатайствовать, заходят посоветовать ся, поговорить... Мне меньше всего хочется делать чисто ис кусствоведческий экскурс в творческое прошлое Чебанова, но вот разобраться: от куда он пошел, откуда это подвижниче 130 ское трудолюбие, внутренняя честность мастера, страстность и непогрешимая ис кренность в художественном раскрытии действительности, откуда эта высокая изо бразительная культура, крепкий реалисти ческий подход к натуре, художническая и гражданская ответственность? Где то на чало? Ведь не бывает же реки без истока! Особую роль в становлении любого та ланта играет учитель, тот, кто впервые при открывает тайны искусства. Спросите Че банова об учителе, и он вам сразу назовет и Александра Степановича Ботанина — ху- дожника-реставратора Третьяковской га лереи, начинавшего когда-то свой трудовой путь в Новосибирске художником Дома культуры железнодорожников станции Ин- ская и преподавателем ИЗО в 128-й школе, и Александра Иосифовича Беляева — заве дующего кафедрой рисования НИСИ им. В. В. Куйбышева, разглядевшего, а главное поддержавшего художественный дар Чебано ва, направив его с архитектурного факуль тета в Иркутское художественное училище, и Ивана Васильевича Лежнина — препода вателя училища по живописи, ныне Заслу женного художника РСФСР. Но главнейшим учителем его была жизнь, которая стала для него и главным источ ником, и главным девизом творчества. Об щественное, гражданское начало в буду щем художнике проснулось рано. Процесс социального созревания, формирования мас штабного мышления, прочных мировоззрен ческих критериев начался еще в далеком детстве, в семье, точнее в роду Чеба- новых. У деда по отцовской линии было семе ро сыновей и восемь дочерей. Это была семья потомственных столяров. Дед и все его сыновья столярничали, плотничали, бы ли мастерами, как говорят, золотые руки. Но лучшим среди них был Карл Диевич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2