Сибирские огни, 1982, № 3
будет изготавливать пролетные строения, ме таллоконструкции. Будет определен завод — мы сразу же свяжемся с ним, чтобы постав ки шли строго по плану. Нас многому научил опыт строительства второго коммунального моста. Я был на чальником штаба по его сооружению. Тог да заказы на изготовление металлоконструк ций были размещены в городе Улан-Удэ, а новый завод там еще не был готов к выпол нению такого сложного заказа. Прихо дилось несколько раз выезжать на этот за вод, чтобы ускорить изготовление необхо димых конструкций. У нас тогда создалось очень трудное положение. Опыт у нас в этом есть, мы знаем, что заботу нужно прояв лять заблаговременно, смотреть следует как минимум на год-два вперед, иначе вмеши ваться потом будет уже поздно. — Скоро потребуются и материалы для оформления станций. — Сейчас Госплан СССР пришел к выво ду, что целесообразно на зону Сибири и Дальнего Востока построить комплекс по добыче и обработке мраморов. Пока не бу дет построен комплекс, возможно, мы орга низуем самостоятельно добычу и обработку мраморов Питеневского месторождения в Маслянинском районе нашей области. А от делку первых станций, скорее всего, придет ся выполнять мраморами, привезенными из других областей нашей страны. Это, конеч но, приведет к удорожанию строительства, а наши местные мраморы ничуть не хуже, а порой даже лучше привозных. — Первый метрополитен в Сибири дол жен все-таки иметь свое «лица необщее вы раженье». Отсюда возникает вопрос о « си бирском колорите», который вызывает не мало споров. — Я считаю, что метрополитен, в первую очередь, должен быть исключительно удоб ным сооружением, в котором пассажир прежде всего сталкивается с четкостью ра боты и комфортом. Неотъемлемой частью сюда входит приятное для глаза оформле ние интерьеров. Вопрос о «сибирском коло рите» — это вопрос творческий, и прийти к единому мнению здесь очень трудно. Согла ситесь, что прежде чем решить какую-то за дачу, ее нужно четко сформулировать. И когда у людей спрашиваешь: «А как вы себе представляете «сибирский колорит?», многие сразу же теряются. Проще говорить об узбекском, азербайджанском или укра инском «колорите» — там есть свои архи тектурные традиции, национальные осо бенности. А чем отличается Сибирь, кроме природно-климатических условий, от евро пейской части России? Ведь это русская зем ля, на которой живут русские люди. К тому же и тенденция в развитии метрострое ния сегодня чурается всякого украшатель ства. Это хорошо видно на примере москов ского метрополитена. — Но все-таки Сибирь имеет свою исто рию, да и говорим же мы о сибирском ха рактере. 128 — Я повторяю, что вопрос о «сибирском колорите» — творческий вопрос. Я на него, возможно, смотрю как транспортник. У нас в штабе работает большая группа людей, имеющих различные взгляды. Архитекторы в этом направлении ведут поиск. Как изве стно, был объявлен открытый конкурс на архитектурно-художественное оформление станций, в нем принимали участие архитек торы из разных городов нашей страны. Пер вый сибирский метрополитен, конечно, бу дет иметь свою специфику. В том числе и в архитектурно-художественном оформле нии. Главное слово здесь — за архитекто рами, за художниками. — Новосибирцы выступали первопроход цами во многих делах, имеющих общегосу дарственное значение, и потом щедро дели лись своим опытом: в Новосибирске постро ена первая в Сибири крупная ГЭС, создан Академгородок, не имеющий аналогов в ми ровой практике, сооружен первый сварной коммунальный мост в северном исполнении и т. д. А при сооружении метрополитена новосибирцам, конечно, помогает опыт, на копленный метростроевцами других горо дов. — В отличие от других направлений в развитии сложного городского хозяйства, я не имею в виду промышленность, при соо ружении метрополитена в полной мере ис пользуется практический опыт, накоплен ный в Министерстве транспортного строи тельства СССР, которое ведет строительство метрополитенов в нашей стране. Этот опыт в виде различных требований используется через министерство. Кроме того, наши проектировщики побы вали во многих городах, где есть метрополи тены, посмотрели, как расположены стан ции, как удобнее разместить входы и выходы в метрополитен: встроенными в здания или же выполнить автономными. При строи тельстве станций имеет большое значение уровень понижения от дневной поверхности, размещение платформы, другие вопросы, с которыми сталкивается пассажир. Опыт ме тростроевцев других городов помогает нам в работе. Мы познакомились с опытом рабо ты штабов по строительству метрополитенов в других городах. Особенно хорошо нам зна ком опыт работы штаба в Ташкенте. Мы с председателем исполкома Новосибирского городского Совета народных депутатов Ива ном Павловичем Севастьяновым были в Ташкенте, объехали все станции метро, дол го беседовали с председателем штаба по со оружению метро в этом городе. Мы убеди лись, что особенно велика роль штаба на начальной и конечной стадиях строительства. На завершающей стадии появляется боль шой объем работ, требующий участия всего городского населения. Это работы, не под дающиеся механизации. И к новосибирцам, когда настанет время пуска, мы обратимся за помощью. — На объектах метрополитена работает очень много молодежи. И хотя эта стройка не объявлялась официально комсомольской,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2