Сибирские огни, 1982, № 3

на. Вы уже говорили, что в этот процесс включены многие предприятия города. — Одной из главных задач в работе шта­ ба, после того как он был создан в 1979 го­ ду, стала задача подготовить четкие прог­ раммы работы на последующие периоды с утверждением этих программ партийными и советскими органами. Им нужно было при­ дать форму обязательных программ для всех предприятий, организаций и учрежде­ ний, находящихся в Новосибирске. В стро­ ительстве принимает участие подавляющее число предприятий и организаций города. Каждое предприятие получило задание, дол­ жно было внести свою долю участия в эту всенародную стройку. — Это было как бы дополнительной на­ грузкой в работе предприятий. — Само собой разумеется, что ни заво­ дам, ни другим предприятиям обязательные государственные планы по выпуску главной продукции при этом никто не снижал. Но другого пути у нас не было, база для стро­ ительства метрополитена в городе еще толь­ ко начинала создаваться. Участие было са­ мым разнообразным. Кто-то должен был передать станки или другое оборудование метростроевцам. Кстати, с передачей обо­ рудования вопросов никаких не возникало — предприятия отдавали все, что только мог­ ли отдать, потому что знали, куда идут эти станки или другое оборудование. Хотя в обычное время не так-то просто было вы­ просить у того или иного завода какой-ни­ будь станок. Труднее дело обстояло с изготовлением специальных приспособлений, оснастки. — На одной из встреч в Новосибирской писательской организации метростроевцы говорили, что среди особенностей их работы есть и такая — допущенный в процессе стро­ ительства брак сплошь и рядом исправить в дальнейшем невозможно. Они даже говори­ ли, что работа, сделанная ими, выполняется на века. Какое-то перекрытие смонтировано и навсегда засыпается землей. — Поэтому и в изготовлении оснастки, специальных приспособлений нужна особая точность. Заводы приступили к выполнению заданий, но столкнулись с различными труд­ ностями, в частности, и объем работ оказал­ ся таким, которого раньше себе никто не представлял. Речь, например, идет об изго­ товлении оснастки и форм для железобе­ тонных конструкций и изделий, из которых собираются станции метрополитена. Не так- то просто изготовить тюбинги для тоннелей. Отступления от размеров должны быть ми­ нимальными. Скажем, на протяжении 5—6 метров длины конструкции допускались от­ ступления от размеров в ту или иную сто­ рону не более одного миллиметра. Такие жесткие требования вначале многих напу­ гали. В дальнейшем все эти вопросы были решены. Заводы выполнили порученные им объемы работ. А задания разрабатывались как для каждого предприятия города, так и для районов в целом. Постоянно действо­ вали специально созданные в районах и на заводах штабы по контролю за выполнением заданий для метрополитена. В трудовых коллективах, в бригадах рабочие, непосред­ ственно занятые на выполнении заказов, с большим пониманием относились к выпол­ нению порученного дела. Оборудование из­ готавливалось своевременно в большинстве случаев и, конечно, допо-ішительно к тем ос­ новным государственным плановым задани­ ям, которые имели предприятия. Програм­ мы сорваны не были. Не было таких случа­ ев, когда бы кто-нибудь из руководителей говорил, что выполнение заказов для метро приводит к завалу государственного плана для предприятия. Когда создадим собственную базу метро­ строения в городе, все вопросы станет ре­ шать проще. Практика показывает, что именно перво­ начальный период самый трудный. Когда мы, например, во второй половине 60-х го­ дов начали работы по ликвидации оврагов в городе, то я хорошо помню, как многие товарищи просто не верили в возможность реализации этого большого дела. Не скрою, я тоже сомневался. Одним из инициаторов программы по ликвидации огромных овра­ гов в Новосибирске выступил Александр Павлович Филатов — ныне первый секре­ тарь Новосибирского обкома партии. Тогда ведь тоже у нас никакой базы не было. А сегодня есть и земснаряды, есть все необходимое для проведения работ, накоп­ лен определенный опыт. И те средства, кото­ рые нам отпускает государство на ликвида­ цию оврагов, мы полностью осваиваем. Точно так же, я уверен в этом, будет и со строительством метрополитена. Самое главное, что несмотря на все слож­ ности, с первого года активно создается собственная строительная база, отпущен­ ные на это средства осваиваются полностью. Продолжается формирование коллективов метростроевцев, растет авторитет и влияние партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, в коллективах вырабатывают­ ся собственные трудовые традиции, появ­ ляются лидеры, передовики производства. — А как обстоит дело со снабжением метростроевцев необходимыми материала­ ми? Например, Чернореченский цементный завод часто держит строителей на голод­ ном пайке. — Что касается наших местных материа­ лов, то, конечно, штаб решал, решает и бу­ дет решать все вопросы. Занимаемся мы и с Чернореченским заводом. Для строитель­ ства нужны многие материалы, и те из них, которые находятся на территории Новоси­ бирской области, будут поставляться свое­ временно: щебень, песок, цемент. Штаб при­ нимает для этого все меры. Нас больше бес­ покоит тот период, когда начнется монтаж пролетных строений метром'оста. Дело в том, что требуются уникальнейшие конструкции, которых еще нет в практике мостостроения. Необходимо, чтобы эти конструкции были поставлены своевременно. Решается вопрос с размещением заказов, какой именно завод 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2