Сибирские огни, 1982, № 3

зову хотя бы инженерный корпус со слож­ нейшими устройствами регулирования ра­ боты, обеспечения безопасности и четкости движения. Комплекс профилактического, капитального и других видов ремонта под­ вижного состава. Наконец, депо метропо­ литена — очень сложное сооружение. Не­ обходимо возвести много всевозможных подсобных обустройств: комплекс тяговых совмещенных подстанций, обустройства, обеспечивающие нормальную вентиляцию и жизнедеятельность в метрополитене, созда­ ние в нём такого комфорта, который не за­ висит от погодных условий и времени го­ да — ведь в метро летом прохладно, а зи­ мой тепло. А в Сибири климатические усло­ вия очень своеобразные — не даром наш край называют «суровым краем России». Необходимо возвести объекты, уже непо­ средственно касающиеся процесса строитель­ ства метрополитена: создать базу метро­ строения, включающую в себя комплекс по изготовлению железобетона, товарного бе­ тона, железобетонных сборных конструкций и завод по выпуску сборного и товар­ ного бетона, построить ремонтно-механиче­ ский завод, обеспечивающий ремонт слож­ ных механизированных щитов, всевозмож­ ных экскаваторов, бульдозеров, автотран­ спорта и другой техники. — Видимо, и подземные работы и стро­ ительство станций тоже не представлялось возможным начать сразу же, с ходу — жи­ вой и сложный организм города, порой скрытый от нашего непосредственного взгляда, к этому не был готов? — Вы затрагиваете вопрос, решение ко­ торого доставило штабу, возможно, самые большие хлопоты на первоначальном этапе строительства. Дело в том, что в Новоси­ бирске, как и в других крупных городах, имеется много подземных коммуникаций. Прокладывались они, начиная с 20-х годов, в течение многих лет и в большинстве слу­ чаев, разумеется, без учета строительства в Новосибирске метрополитена — учесть эту сегодняшнюю огромную стройку в те дале­ кие годы было просто невозможно. В горо­ де сложная канализация, на ней необходи­ мо строго выдерживать отметки уклонов, потому что канализация самотечная. Боль­ шое подземное водопроводное хозяйство. Новосибирск пересекают кабели связи го­ родского и всесоюзного значения, силовые, или электрокабели. От надежной работы этих коммуникаций зависит жизнеобеспече­ ние и жизнеспособность города. Однако если коммуникации оказыва­ лись в зоне строительства метрополитена, то они, естественно, подлежали выносу или замене. Это связано с тем, что строящийся в Новосибирске метрополитен — мелкого заложения. Ну а если говорить проще, то сплошь и рядом приходилось прокладывать новые коммуникации, и теперь уж мы их прокладывали с учетом перспективы разви­ тия нашего города. Так что без всякого преувеличения можно сказать, что со стро­ ительством метрополитена связано и обно­ вление многих систем жизнеобеспечения города. Образно говоря, в жилы Новоси­ бирска как бы влилась свежая кровь, мо­ лодая кровь, хотя город наш не такой уж и старый — ему со дня рождения еще не ис­ полнилось 90 лет. Работы по обновлению и переносу коммуникаций выполнялись в са­ мые сжатые сроки, потому что от них зави­ село все остальное строительство. — Вы сказали, что метрополитен в Ново­ сибирске будет мелкого заложения, В свя­ зи с этим приходилось и приходится слы­ шать всяческие разнотолки. То вдруг спра­ шивают: <г А что, Красный проспект будет полностью раскрыт, перекопан?» — И мне приходилось слышать не раз такие вопросы. Должен сказать, что соору­ жение новых подземных скоростных ма­ гистралей сейчас впервые ведется во мно­ гих городах нашей страны — в Горьком, Минске, Днепропетровске, Куйбышеве, Свердловске. При этом более половины протяжения.линий метрополитенов предпо­ лагается сооружать как раз способом мел­ кого заложения. И в Новосибирске ■ строится скоростная подземная магистраль мел­ кого заложения. Для этого в городе имеют­ ся все предпосылки и одна из них — идеаль­ ные геологические условия. Строить в Но­ восибирске метро глубокого заложения не­ целесообразно, так как за него в данном случае ѣыступает только один фактор — уменьшение объемов по выносу инженер­ ных коммуникаций. К тому же в метро глу­ бокого заложения длинные, опускающиеся на глубину 40 и более метров, эскалаторы. А это означает дополнительные затраты времени на входе и выходе. Если в день проехать один раз, то потери во времени на эскалатор, возможно, и малозаметны. А ес­ ли человеку приходится пользоваться ус­ лугами метро в день по нескольку раз, то набегают изрядные потери времени. Ну и затраты на сооружение метрополитена глу­ бокого заложения значительно выше. А что собой означает метро мелкого за­ ложения? Открытым способом сооружают­ ся станции. Подчеркиваю — только сами станции. Отрывается котлован, проводятся все необходимые работы, и котлован с го­ товой станцией закрывается. Тоннели же между станциями проходятся закрытым способом, с помощью специального механи­ зированного щита, на глубине примерно 5—10 метров. Так что Красный проспект бу­ дет раскрыт только в тех местах, где соо­ ружаются станции, а полностью его пере­ капывать нет никакой необходимости. — Сооружение метрополитена связано с проведением подземных работ. Труд нелег­ кий! Он требует создания особых санитар­ но-гигиенических условий для метростро­ евцев — ведь из-под земли человек выходит далеко не всегда чистеньким. — Действительно, особые условия тру­ да метростроителей вызвали необходимость в создании так называемых АБК — адми­ нистративно-бытовых корпусов, или, как их называют между собой строители метро, душкомбинатов. Вначале я себе представ­ лял душкомбинат в виде небольшого поме­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2