Сибирские огни, 1982, № 3
зову хотя бы инженерный корпус со слож нейшими устройствами регулирования ра боты, обеспечения безопасности и четкости движения. Комплекс профилактического, капитального и других видов ремонта под вижного состава. Наконец, депо метропо литена — очень сложное сооружение. Не обходимо возвести много всевозможных подсобных обустройств: комплекс тяговых совмещенных подстанций, обустройства, обеспечивающие нормальную вентиляцию и жизнедеятельность в метрополитене, созда ние в нём такого комфорта, который не за висит от погодных условий и времени го да — ведь в метро летом прохладно, а зи мой тепло. А в Сибири климатические усло вия очень своеобразные — не даром наш край называют «суровым краем России». Необходимо возвести объекты, уже непо средственно касающиеся процесса строитель ства метрополитена: создать базу метро строения, включающую в себя комплекс по изготовлению железобетона, товарного бе тона, железобетонных сборных конструкций и завод по выпуску сборного и товар ного бетона, построить ремонтно-механиче ский завод, обеспечивающий ремонт слож ных механизированных щитов, всевозмож ных экскаваторов, бульдозеров, автотран спорта и другой техники. — Видимо, и подземные работы и стро ительство станций тоже не представлялось возможным начать сразу же, с ходу — жи вой и сложный организм города, порой скрытый от нашего непосредственного взгляда, к этому не был готов? — Вы затрагиваете вопрос, решение ко торого доставило штабу, возможно, самые большие хлопоты на первоначальном этапе строительства. Дело в том, что в Новоси бирске, как и в других крупных городах, имеется много подземных коммуникаций. Прокладывались они, начиная с 20-х годов, в течение многих лет и в большинстве слу чаев, разумеется, без учета строительства в Новосибирске метрополитена — учесть эту сегодняшнюю огромную стройку в те дале кие годы было просто невозможно. В горо де сложная канализация, на ней необходи мо строго выдерживать отметки уклонов, потому что канализация самотечная. Боль шое подземное водопроводное хозяйство. Новосибирск пересекают кабели связи го родского и всесоюзного значения, силовые, или электрокабели. От надежной работы этих коммуникаций зависит жизнеобеспече ние и жизнеспособность города. Однако если коммуникации оказыва лись в зоне строительства метрополитена, то они, естественно, подлежали выносу или замене. Это связано с тем, что строящийся в Новосибирске метрополитен — мелкого заложения. Ну а если говорить проще, то сплошь и рядом приходилось прокладывать новые коммуникации, и теперь уж мы их прокладывали с учетом перспективы разви тия нашего города. Так что без всякого преувеличения можно сказать, что со стро ительством метрополитена связано и обно вление многих систем жизнеобеспечения города. Образно говоря, в жилы Новоси бирска как бы влилась свежая кровь, мо лодая кровь, хотя город наш не такой уж и старый — ему со дня рождения еще не ис полнилось 90 лет. Работы по обновлению и переносу коммуникаций выполнялись в са мые сжатые сроки, потому что от них зави село все остальное строительство. — Вы сказали, что метрополитен в Ново сибирске будет мелкого заложения, В свя зи с этим приходилось и приходится слы шать всяческие разнотолки. То вдруг спра шивают: <г А что, Красный проспект будет полностью раскрыт, перекопан?» — И мне приходилось слышать не раз такие вопросы. Должен сказать, что соору жение новых подземных скоростных ма гистралей сейчас впервые ведется во мно гих городах нашей страны — в Горьком, Минске, Днепропетровске, Куйбышеве, Свердловске. При этом более половины протяжения.линий метрополитенов предпо лагается сооружать как раз способом мел кого заложения. И в Новосибирске ■ строится скоростная подземная магистраль мел кого заложения. Для этого в городе имеют ся все предпосылки и одна из них — идеаль ные геологические условия. Строить в Но восибирске метро глубокого заложения не целесообразно, так как за него в данном случае ѣыступает только один фактор — уменьшение объемов по выносу инженер ных коммуникаций. К тому же в метро глу бокого заложения длинные, опускающиеся на глубину 40 и более метров, эскалаторы. А это означает дополнительные затраты времени на входе и выходе. Если в день проехать один раз, то потери во времени на эскалатор, возможно, и малозаметны. А ес ли человеку приходится пользоваться ус лугами метро в день по нескольку раз, то набегают изрядные потери времени. Ну и затраты на сооружение метрополитена глу бокого заложения значительно выше. А что собой означает метро мелкого за ложения? Открытым способом сооружают ся станции. Подчеркиваю — только сами станции. Отрывается котлован, проводятся все необходимые работы, и котлован с го товой станцией закрывается. Тоннели же между станциями проходятся закрытым способом, с помощью специального механи зированного щита, на глубине примерно 5—10 метров. Так что Красный проспект бу дет раскрыт только в тех местах, где соо ружаются станции, а полностью его пере капывать нет никакой необходимости. — Сооружение метрополитена связано с проведением подземных работ. Труд нелег кий! Он требует создания особых санитар но-гигиенических условий для метростро евцев — ведь из-под земли человек выходит далеко не всегда чистеньким. — Действительно, особые условия тру да метростроителей вызвали необходимость в создании так называемых АБК — адми нистративно-бытовых корпусов, или, как их называют между собой строители метро, душкомбинатов. Вначале я себе представ лял душкомбинат в виде небольшого поме 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2