Сибирские огни, 1982, № 3
В штаб вошли руководители многих органи заций нашего города, имеющих отношение к строительству метро, первые секретари райкомов партии тех районов, на террито рии которых ведется строительство, пред ставители прессы, советских, профсоюзных, комсомольских организаций. — Наиболее трудные задачи перед шта бом, видимо, стояли в самый начальный пе риод строительства. Ведь приходилось на чинать, как говорится, с нуля? — Бесспорно, начальный период был са мым трудным. Строительство метрополите на в Новосибирске в 1979 году было пору чено тоннельному отряду № 2 треста «Таш метрострой», а на его основе в нашем городе был организован участок № 4. Главтон- нельметрострой и Министерство транспорт ного строительства СССР в данном случае исходили из того, что территориально это был самый близкий к нам тоннельный от ряд, к тому же, после пуска первой очере ди метро в Ташкенте, объем работ там не сколько уменьшился, так что они смогли при нять участие в строительстве метрополите на в Новосибирске. — Когда в Ташкенте в 1966 году прои зошло землетрясение, Новосибирск, как и другие города нашей страны, оказывал ташкентцам всяческую помощь, чтобы ско рее были ликвидированы последствия этого стихийного бедствия. И вот теперь ташкент цы, правда, по совершенно другому поводу, пришли на помощь новосибирцам. — Все верно. Ведь взаимопомощь — это закон нашей жизни! Но я вернусь к началь ному периоду строительства. Когда в Ново сибирск приехали товарищи из Ташкента и здесь был организован участок треста «Таш метрострой», они, конечно, здесь по суще ству ничего не имели: не было ни своей базы, ни складских территорий, ни ремонт ных зон. По сути дела, приехали руководи тели, а все остальное необходимо было соз давать, без промедления создавать. Перед штабом стояла задача — обеспечить безус ловное выполнение тех объемов работ, ко торые были определены титульным спис ком на 1979 год. На первом этапе строительства, который теперь уже позади, необходимо было про вести большую подготовительную и орга низационную работу. Нужно ‘было создать необходимые условия для работы самого участка треста «Ташметрострой» и активно включить в эту работу все организации, которым предстояло участвовать в строи тельстве метрополитена. По стоимости под готовительные работы были не дорогими, но хлопот они доставляли много. В частно сти, нужно было перестроить все движение транспорта в городе. Но к этому вопросу мы еще, видимо, вернемся. А сейчас я хочу отметить, что сооружение метрополитена, который в будущем прине сет горожанам и гостям нашего города очень много преимуществ, связано с неиз бежными неудобствами для пассажиров, проходит небезболезненно. Все мы в этом случае должны набраться должного тер пения. Я сейчас главным образом говорю об ор ганизационно-производственных вопросах, которыми приходилось и приходится зани маться штабу. Но штаб постоянно уделял большое внимание и так называемому «че ловеческому фактору» — ведь товарищей, прибывших из Ташкента и других городов, необходимо было разместить, сделать все для того, чтобы они почувствовали заботу о себе, доброе, теплое к себе отношение, чтобы «мелочи жизни» не отвлекали их от главного, не мешали смело и творчески сра зу же приступить к решению стоящих перед ними задач. Нужно было разместить сам участок трес та «Ташметрострой», потому что сразу же стала поступать техника — бульдозеры, са мосвалы, экскаваторы, другие- механизмы для работы. Нужны были помещения, а лишних нигде не было. Никто не сидел и нас не ждал. Все эти вопросы решал штаб и решал оперативно. — То есть возник целый комплекс слож ных вопросов. — Совершенно верно. Например, не все было ясно с дальнейшим проведением про ектных работ по метрополитену. Технический проект выполнял бакинский филиал москов ского головного института «Метрогипро- транс», а на завершающем этапе в эту рабо ту включились товарищи непосредственно из Москвы, из института «Метрогипротранс». Но, заглядывая в будущее, штаб прихо дил к выводу, что в Новосибирске необхо димо создать, собственный филиал инсти тута. По инициативе штаба, партийные и советские органы Новосибирска ходатай ствовали о создании такого института. К тому же, кроме метрополитена в Новоси бирске, в условиях Сибири и Дальнего Вос тока ведутся другие работы сходного на правления: самый яркий пример — это Бай кало-Амурская магистраль с ее тоннелями и другими искусственными сооружениями. И Министерством траспортного строитель ства СССР в Новосибирске был создан ин ститут «Новосибметропроект» — филиал ле нинградского института «Ленметрогипро- транс». Почему филиал именно ленинград ского института? Потому что московский институт чрезмерно загружен проектными работами как для нашей страны, так и для ряда зарубежных стран, в которых ведет ся строительство метро. Но создать инсти тут — это опять же необходимо его где-то разместить, укомплектовать квалифициро ванными кадрами, обеспечить работой. Ког да штаб начал работать, то вопросов, кото рые он решал на каждом своем заседании, было очень много. Нужно отметить, что строительство ме трополитена затрагивает в городе интересы многих организаций, вызывает необходи мость их участия в этой огромной стройке. Неправильно представлять себе метрополи тен только как станции, платформы, тонне ли, по которым побегут скоростные экспрес сы. Все, что стоит за этим,— значительно больше по трудозатратам и стоимости. На 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2