Сибирские огни, 1982, № 3

В штаб вошли руководители многих органи­ заций нашего города, имеющих отношение к строительству метро, первые секретари райкомов партии тех районов, на террито­ рии которых ведется строительство, пред­ ставители прессы, советских, профсоюзных, комсомольских организаций. — Наиболее трудные задачи перед шта­ бом, видимо, стояли в самый начальный пе­ риод строительства. Ведь приходилось на­ чинать, как говорится, с нуля? — Бесспорно, начальный период был са­ мым трудным. Строительство метрополите­ на в Новосибирске в 1979 году было пору­ чено тоннельному отряду № 2 треста «Таш­ метрострой», а на его основе в нашем городе был организован участок № 4. Главтон- нельметрострой и Министерство транспорт­ ного строительства СССР в данном случае исходили из того, что территориально это был самый близкий к нам тоннельный от­ ряд, к тому же, после пуска первой очере­ ди метро в Ташкенте, объем работ там не­ сколько уменьшился, так что они смогли при­ нять участие в строительстве метрополите­ на в Новосибирске. — Когда в Ташкенте в 1966 году прои­ зошло землетрясение, Новосибирск, как и другие города нашей страны, оказывал ташкентцам всяческую помощь, чтобы ско­ рее были ликвидированы последствия этого стихийного бедствия. И вот теперь ташкент­ цы, правда, по совершенно другому поводу, пришли на помощь новосибирцам. — Все верно. Ведь взаимопомощь — это закон нашей жизни! Но я вернусь к началь­ ному периоду строительства. Когда в Ново­ сибирск приехали товарищи из Ташкента и здесь был организован участок треста «Таш­ метрострой», они, конечно, здесь по суще­ ству ничего не имели: не было ни своей базы, ни складских территорий, ни ремонт­ ных зон. По сути дела, приехали руководи­ тели, а все остальное необходимо было соз­ давать, без промедления создавать. Перед штабом стояла задача — обеспечить безус­ ловное выполнение тех объемов работ, ко­ торые были определены титульным спис­ ком на 1979 год. На первом этапе строительства, который теперь уже позади, необходимо было про­ вести большую подготовительную и орга­ низационную работу. Нужно ‘было создать необходимые условия для работы самого участка треста «Ташметрострой» и активно включить в эту работу все организации, которым предстояло участвовать в строи­ тельстве метрополитена. По стоимости под­ готовительные работы были не дорогими, но хлопот они доставляли много. В частно­ сти, нужно было перестроить все движение транспорта в городе. Но к этому вопросу мы еще, видимо, вернемся. А сейчас я хочу отметить, что сооружение метрополитена, который в будущем прине­ сет горожанам и гостям нашего города очень много преимуществ, связано с неиз­ бежными неудобствами для пассажиров, проходит небезболезненно. Все мы в этом случае должны набраться должного тер­ пения. Я сейчас главным образом говорю об ор­ ганизационно-производственных вопросах, которыми приходилось и приходится зани­ маться штабу. Но штаб постоянно уделял большое внимание и так называемому «че­ ловеческому фактору» — ведь товарищей, прибывших из Ташкента и других городов, необходимо было разместить, сделать все для того, чтобы они почувствовали заботу о себе, доброе, теплое к себе отношение, чтобы «мелочи жизни» не отвлекали их от главного, не мешали смело и творчески сра­ зу же приступить к решению стоящих перед ними задач. Нужно было разместить сам участок трес­ та «Ташметрострой», потому что сразу же стала поступать техника — бульдозеры, са­ мосвалы, экскаваторы, другие- механизмы для работы. Нужны были помещения, а лишних нигде не было. Никто не сидел и нас не ждал. Все эти вопросы решал штаб и решал оперативно. — То есть возник целый комплекс слож­ ных вопросов. — Совершенно верно. Например, не все было ясно с дальнейшим проведением про­ ектных работ по метрополитену. Технический проект выполнял бакинский филиал москов­ ского головного института «Метрогипро- транс», а на завершающем этапе в эту рабо­ ту включились товарищи непосредственно из Москвы, из института «Метрогипротранс». Но, заглядывая в будущее, штаб прихо­ дил к выводу, что в Новосибирске необхо­ димо создать, собственный филиал инсти­ тута. По инициативе штаба, партийные и советские органы Новосибирска ходатай­ ствовали о создании такого института. К тому же, кроме метрополитена в Новоси­ бирске, в условиях Сибири и Дальнего Вос­ тока ведутся другие работы сходного на­ правления: самый яркий пример — это Бай­ кало-Амурская магистраль с ее тоннелями и другими искусственными сооружениями. И Министерством траспортного строитель­ ства СССР в Новосибирске был создан ин­ ститут «Новосибметропроект» — филиал ле­ нинградского института «Ленметрогипро- транс». Почему филиал именно ленинград­ ского института? Потому что московский институт чрезмерно загружен проектными работами как для нашей страны, так и для ряда зарубежных стран, в которых ведет­ ся строительство метро. Но создать инсти­ тут — это опять же необходимо его где-то разместить, укомплектовать квалифициро­ ванными кадрами, обеспечить работой. Ког­ да штаб начал работать, то вопросов, кото­ рые он решал на каждом своем заседании, было очень много. Нужно отметить, что строительство ме­ трополитена затрагивает в городе интересы многих организаций, вызывает необходи­ мость их участия в этой огромной стройке. Неправильно представлять себе метрополи­ тен только как станции, платформы, тонне­ ли, по которым побегут скоростные экспрес­ сы. Все, что стоит за этим,— значительно больше по трудозатратам и стоимости. На­ 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2