Сибирские огни, 1982, № 2
в результате отставания строительной базы и ряда других объективных причин, привели во многих случаях к застройке более удален ных территорий и непомерному росту город ских земель. По средним показателям они превышают общесоюзные. Напомню, что доля капиталовложений в строительный комплекс Сибири на 20—25% ниже, чем в целом по стране. И этот сдер живающий фактор сам по себе очень весом. Нужно ли усиливать его неблагоприятное воздействие и планировочными мерами? Здесь, правда, успокаивает то обстоятель ство, что, как отмечает автор, появились первые признаки качественных изменений в градостроительной практике. Они характе ризуются переходом от центробежного раз витая городов к центростремительному. По вышается этажность и плотность застрой ки, что позволяет удешевлять транспортные и инженерные коммуникации. Таков, в оценке автора, с которой трудно не согласиться, сегодняшний день сибирско го градостроительства. День завтрашний об наруживает очень тесную соотнесенность с перспективой экономического развития ре гиона и обещает образование новых больших градостроительных систем, пересмотр орга низации расселения. Ведь существующее расселение (оно сложилось исторически и соответствовало уровню хозяйственной осво енности региона) далеко не оптимально. Приведу лишь один пример из множества, которыми иллюстрируется работа: на пло щади, занимающей 1% всей территории Си бири, сосредоточено до 70% населения ре гиона. Нормативной опорой ожидаемого сдвига послужит генеральная схема расселения на территории СССР, разработанная рядом ав торитетных организаций Госстроя СССР. Хотелось бы надеяться, что ее последова тельная реализация предупредит появление различного рода градостроительных несу разностей в регионе, особенно в районах но вого освоения. И. ДРЕЙЦЕР География Новосибирской области. Учеб ное пособие для учащихся 7—8 классов. Издание четвертое, переработанное. Ново сибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. «Учебное пособие подготовили препода тели Новосибирского государственного пе дагогического института. Разделы «Геогра фическое положение, территория и грани цы», «Рельеф и полезные ископаемые» на писали Н. И. Петрова и X. А. Теверовская; «Климат», «Почвы», «Природные комплек сы»— В. Е. Левушкина; «Внутренние во ды»—X. А. Теверовская, Н. М. Чижикова; «Охрана природы» — Н. И. Петрова; «На селение», «Общая экономико-географиче ская характеристика области» — Р. П. До- нукалова; «Смысловое значение некоторых географических названий» —О. Ф. Саблина. Пособие невелико — 80 страниц. Прямо скажем, изучение географии родной области не утомит школьника: с одной стороны, дой дя до седьмого класса, школьник наверня ка обладает определенными знаниями о сво ем родном крае, с другой стороны —юная память такова, что хорошо схватывает циф* ры, которых на страницах этого учебного пособия великое множество; так что ученик запомнит их, постарается, если это нужно; запомнить и некоторые мудреные фразы, ти па: «Неоднократно в геосинклинали проис ходили процессы горообразования, в кото рых значительную роль играли давление и высокая температура земных недр»... Для иллюстрации предельной лаконично сти «Географии Новосибирской области» процитируем первый ее раздел «Географи ческое положение, территория и границы» полностью: «Новосибирская область находится на юго-востоке Западной Сибири. Географиче ское положение обусловливает большое раз нообразие ее природных условий. Площадь е е— 178,2 тыс. кв. км, что намного больше территории Бельгии, Дании и Португалии, вместе взятых». «...положение обусловливает... разнообра зие условий». Думается, что на уроке рус ского языка в том же седьмом классе за та кой оборот не получить твердой пятерки! А что за глубокий смысл таится в сравне нии площади нашей области с площадью ряда европейских государств (вместе взя тых)? Почему выбраны именно европейские государства, а не африканские или латино американские? Может быть, по мысли ав торов, сравнение со странами, которые за нимают меньшую площадь, чем наша об ласть, повысит международное значение Но восибирской области или укрепит в школь нике чувство, патриотизма? Тогда не лучше ли было сравнивать £ Люксембургом или Монако? Так и видится гипотетическая фра за из учебника «Географии Алтайского края»: «Площадь нашего края значительно больше площади Новосибирской области, ко торая, в свою очередь, значительно больше территории Бельгии, Дании и Португалии, вместе взятых». И еще одно частное замечание. В «Вопро сах и заданиях» к первому разделу гово рится: «Обозначьте на контурной карте границы... подпишите названия областей... Надпишите... название населенного пунк та...» Здесь две ошибки, которые неуместны в учебном пособии. Глаголы «подписать» и «надписать» в данном контексте употребле ны неверно, стилистически было бы точнее сказать «напишите названия» или «поставь те, обозначьте, укажите названия». Кто-то может возразить, что это мелоч ные придирки. Но не может быть мелочей, когда речь идет о языке, о школе. Учебное пособие написано механическим, бесстрастным, канцелярским языком, как будто специально рассчитанным на то, чтобы уже одним своим звучанием вызвать у уче ников зеленую скуку. А ведь география ин тереснейшая наука — путешествия, новые земли, романтика поиска, открытий! Да еще когда говорится о твоей родной области, о твоем городе, о твоем селе! А тут — скука... «Животный мир типичен для лесной зо ны». И что удивляться и возмущаться безду ховностью! Ведь она закладывается, в част ности, и такими вот «типичными» текста ми! Мы не стараемся удивить ребенка, уди виться вместе с ним, попытаться пробудить у него сперва любовь к предмету — будь то майский жук, лягушка, кролик или бере 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2