Сибирские огни, 1982, № 2

в результате отставания строительной базы и ряда других объективных причин, привели во многих случаях к застройке более удален­ ных территорий и непомерному росту город­ ских земель. По средним показателям они превышают общесоюзные. Напомню, что доля капиталовложений в строительный комплекс Сибири на 20—25% ниже, чем в целом по стране. И этот сдер­ живающий фактор сам по себе очень весом. Нужно ли усиливать его неблагоприятное воздействие и планировочными мерами? Здесь, правда, успокаивает то обстоятель­ ство, что, как отмечает автор, появились первые признаки качественных изменений в градостроительной практике. Они характе­ ризуются переходом от центробежного раз­ витая городов к центростремительному. По­ вышается этажность и плотность застрой­ ки, что позволяет удешевлять транспортные и инженерные коммуникации. Таков, в оценке автора, с которой трудно не согласиться, сегодняшний день сибирско­ го градостроительства. День завтрашний об­ наруживает очень тесную соотнесенность с перспективой экономического развития ре­ гиона и обещает образование новых больших градостроительных систем, пересмотр орга­ низации расселения. Ведь существующее расселение (оно сложилось исторически и соответствовало уровню хозяйственной осво­ енности региона) далеко не оптимально. Приведу лишь один пример из множества, которыми иллюстрируется работа: на пло­ щади, занимающей 1% всей территории Си­ бири, сосредоточено до 70% населения ре­ гиона. Нормативной опорой ожидаемого сдвига послужит генеральная схема расселения на территории СССР, разработанная рядом ав­ торитетных организаций Госстроя СССР. Хотелось бы надеяться, что ее последова­ тельная реализация предупредит появление различного рода градостроительных несу­ разностей в регионе, особенно в районах но­ вого освоения. И. ДРЕЙЦЕР География Новосибирской области. Учеб­ ное пособие для учащихся 7—8 классов. Издание четвертое, переработанное. Ново­ сибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. «Учебное пособие подготовили препода­ тели Новосибирского государственного пе­ дагогического института. Разделы «Геогра­ фическое положение, территория и грани­ цы», «Рельеф и полезные ископаемые» на­ писали Н. И. Петрова и X. А. Теверовская; «Климат», «Почвы», «Природные комплек­ сы»— В. Е. Левушкина; «Внутренние во­ ды»—X. А. Теверовская, Н. М. Чижикова; «Охрана природы» — Н. И. Петрова; «На­ селение», «Общая экономико-географиче­ ская характеристика области» — Р. П. До- нукалова; «Смысловое значение некоторых географических названий» —О. Ф. Саблина. Пособие невелико — 80 страниц. Прямо скажем, изучение географии родной области не утомит школьника: с одной стороны, дой­ дя до седьмого класса, школьник наверня­ ка обладает определенными знаниями о сво­ ем родном крае, с другой стороны —юная память такова, что хорошо схватывает циф* ры, которых на страницах этого учебного пособия великое множество; так что ученик запомнит их, постарается, если это нужно; запомнить и некоторые мудреные фразы, ти­ па: «Неоднократно в геосинклинали проис­ ходили процессы горообразования, в кото­ рых значительную роль играли давление и высокая температура земных недр»... Для иллюстрации предельной лаконично­ сти «Географии Новосибирской области» процитируем первый ее раздел «Географи­ ческое положение, территория и границы» полностью: «Новосибирская область находится на юго-востоке Западной Сибири. Географиче­ ское положение обусловливает большое раз­ нообразие ее природных условий. Площадь е е— 178,2 тыс. кв. км, что намного больше территории Бельгии, Дании и Португалии, вместе взятых». «...положение обусловливает... разнообра­ зие условий». Думается, что на уроке рус­ ского языка в том же седьмом классе за та­ кой оборот не получить твердой пятерки! А что за глубокий смысл таится в сравне­ нии площади нашей области с площадью ряда европейских государств (вместе взя­ тых)? Почему выбраны именно европейские государства, а не африканские или латино­ американские? Может быть, по мысли ав­ торов, сравнение со странами, которые за­ нимают меньшую площадь, чем наша об­ ласть, повысит международное значение Но­ восибирской области или укрепит в школь­ нике чувство, патриотизма? Тогда не лучше ли было сравнивать £ Люксембургом или Монако? Так и видится гипотетическая фра­ за из учебника «Географии Алтайского края»: «Площадь нашего края значительно больше площади Новосибирской области, ко­ торая, в свою очередь, значительно больше территории Бельгии, Дании и Португалии, вместе взятых». И еще одно частное замечание. В «Вопро­ сах и заданиях» к первому разделу гово­ рится: «Обозначьте на контурной карте границы... подпишите названия областей... Надпишите... название населенного пунк­ та...» Здесь две ошибки, которые неуместны в учебном пособии. Глаголы «подписать» и «надписать» в данном контексте употребле­ ны неверно, стилистически было бы точнее сказать «напишите названия» или «поставь­ те, обозначьте, укажите названия». Кто-то может возразить, что это мелоч­ ные придирки. Но не может быть мелочей, когда речь идет о языке, о школе. Учебное пособие написано механическим, бесстрастным, канцелярским языком, как будто специально рассчитанным на то, чтобы уже одним своим звучанием вызвать у уче­ ников зеленую скуку. А ведь география ин­ тереснейшая наука — путешествия, новые земли, романтика поиска, открытий! Да еще когда говорится о твоей родной области, о твоем городе, о твоем селе! А тут — скука... «Животный мир типичен для лесной зо­ ны». И что удивляться и возмущаться безду­ ховностью! Ведь она закладывается, в част­ ности, и такими вот «типичными» текста­ ми! Мы не стараемся удивить ребенка, уди­ виться вместе с ним, попытаться пробудить у него сперва любовь к предмету — будь то майский жук, лягушка, кролик или бере­ 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2