Сибирские огни, 1982, № 2

И луна надо мной. Сколько трагедий под этой луной». Понятен и близок ему и герой стихотво­ рения «Сочинитель»,—«самая работа, вре­ мени в обрез, а ему чего-то все не в инте­ рес». Дороги женщины, которые «у баньки ве­ ники вязали», и дед Илюха, и баба Катя, и чернобровая Аза... До всех ему дело, все, что происходит вокруг, ему важно. Ощуще­ ние себя как личности неразрывно слито с ощущениями других людей, их заботами, радостями. — Ты — кто? — Поэт. — А я печник, рабочий из рабочих. Наук высоких не постиг, но много энаю прочих. По всей по жизни у меня главнейшая наука — чтоб люди грелись у огня. і а это, братец, штукаі Поэт чувствует себя и учеником своих ге­ роев, и учителем их, понимает индивиду­ альность каждого человека и сознает их общую принадлежность к единственному делу — нести добро. Одна наука у меня — гореть, коль загорелся, гореть, чтоб кто-то у огня моих стихов согрелся. . Оптимист — хозяин жизни, своей земли, верный друг ее, не перестающий благодар­ но удивляться силе, которую дарит ему род­ ная земля, ее великодушной близости и терпеливой недоступности. Туман к воде спустился низко, упала капелька, звеня, куда б ни глянул — все так близко и так далёко от меня. Куда бы я ни кинул взоры — не понимаю ничего. І Здесь все мое: луна и горы, и ни сучка нет моего... Новая книга Леонида Мерзликина еще раз подтверждает, что поэт находится в стадии хорошего творческого состояния. Его радость от общения с миром приносит радость и читателям. Н. ЗАКУСИНА Михаил Андреев. Лиственный свет. Стихи. М., «Молодая гвардия», 1981. Перед нами — первая книга томского по­ эта Михаила Андреева. Поэт молод, и его изумление миром еще граничит порой с дет­ ской наивностью. Впрочем, нередко именно это и делает поэзию поэзией: На ладони комок у меня Белой глины — Творенье природы. Много времени — День ото дня Его мыли прозрачные воды... Я комок этот медленно мну. Захочу — Домик с крышей поставлю. Захочу — Человечка слеплю. Захочу — Все таким же оставлю. Умение удивляться всему: и человеческой судьбе, и малому листку на дереве, и до­ 170 машним цветам, которым кажется, что они гуляют по лугу,—умение не простое: Тоже, вроде бы, детское удивление: кто из нас не видел горшков с цветами на подоконниках? И только свежий взгляд, как бы первый взгляд на мир, подмечает: а ведь эти до­ машние цветы — нечто вроде диких зверей в клетке, они родственники тем —луговым. В стихах Андреева проглядывает дели­ катность души, ее особое поэтическое свойство. И порою при беглом еще знаком­ стве с его стихами, не успев вчитаться, про­ никнуть до конца в строку, уже чувству­ ешь какой-то особый ее внутренний свет. Видимо, не случаен и заголовок книги — «Лиственный свет», то есть свет чего-то природного, естественного. Андреев —выходец из семьи, связанной с крестьянством, лесничеством, охотой, и естественно, что в первых своих стихах он поэтизирует мир, знакомый ему с детства. 4 Приблизилась низко гроза. Луг скошенный ветром измят. И филина — в елях — глаза В мои не мигая глядят... Лицом к лицу — со знакомым и любимым миром. И разве можно пройти мимо таких красочных строк: Лучи бегут по лиственным оконцам. Взгляну наверх — мне небо сдавит „ грудь. И пахнет сено золотистым солнцем И яблоками спелыми чуть-чуть... Но не только природа входит в стихи М. Андреева. Молодой поэт умеет чувство­ вать и горе людское. Вот умирает деревен­ ский пастух. Мычат коровы, потому что не­ кому выгнать их в поле. И сельчане впер­ вые поняли, какой незаменимый и прекрас­ ный человек жил’ рядом. Читая стихи М. Андреева, легко угадыва­ ешь его учителей: конечно, он творчески близок своему земляку, тоже уроженцу Ча- инского района Томской области, ныне из­ вестному поэту Василию Казанцеву. Это неудивительно: стихи Казанцева он читал еще в школе, в начальных классах, с них, может, и началось все. Однако тут речь идет не о подражательстве. Андреев во многом развивается по-своему, в его сти­ хотворениях звучат свои собственные инто­ нации: А тонкие стропила гибки, И стружки, словно дым, легки, Я. как большой, целую цыпки Твоей обветренной руки... Или: Шел фильм про лето с земляникой „ сладкой, и шторы тонкий лучик пробивал. Киномеханик для порядка шапкой Все кадры про любовь нам закрывал.. Безусловно, после знакомства с первой книжкой поэта хочется многое ему посове­ товать на будущее. В первую очередь — более активно вторгаться в жизнь, не огра­ ничиваться в иных стихах лишь' наблюдени­ ем со стороны, а быть участником процес­ сов, происходящих в нашей действительно­ сти. Есть ведь в биографии Андреева и та- кой_ немаловажный факт: он окончил Том­ ский институт автоматизированных систем управления радиоэлектроники, а по стихам /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2