Сибирские огни, 1982, № 2
9 КНИЖНОЙ ПОЛКИ Анатолий Иванов. Вражда. Повесть., М.. «Современник», 1981. 1944 год. Далеко от фронта расположи лась сибирская деревня Романовка, в ко торой «молодых мужиков, кроме председа теля Пилюгина да хромоногого Петрована Макеева, колхозного кузнеца... давно уж не было». Дотянулась сюда война: нескон чаем поток похоронок, усталые лица жен щин, угрюмые старики, голодные неулыб чивые дети... В эти-то годы пришлось рас тить шестерых ребятишек Катерине Афана сьевой. От роду ей двадцать, а на руках братья и сестры, да чужие мальцы, став шие родными. Сильна и красива духом Ка терина. Глубока и трогательна ее любовь к детям. И не пересилить эту любовь ника ким страданиям. Нравственная сила девуш ки — в умении . ощущать чужое горе, как свое, в готовности найти слово надежды уставшим от войны людям. Люди гово рят ей: «Сердешная ты душой у нас...» Нравственное благородство Катерины обусловлено, как убедительно показывает автор, не только ее врожденными качества ми русского характера — добротой, отзыв чивостью, доверительностью, но и социаль ными причинами: судьба Катерины неотде лима от судеб миллионов советских людей, высокую духовность которых определяют впитываемые с детства корневые морально- этические нормы нашего общества. Воспи тывается героиня в среде простых людей— кузнеца Макеева, деда Антона, колхозни ков. Вот почему Катерина осиливает свое личное горе, помогает слабым, умело руко водит колхозом. Обильно насыщенные дра матической экспрессией, картины повести не вызывают чувств безысходности, напро тив — рождают оптимизм, веру. Новое произведение Анатолия Иванова можно было бы назвать романтической по вестью, если бы не столь суровая реаль ность жизни в ней, нарисованная столь 'же суровыми реалистическими красками. А ро мантизм виден в метафорической насыщен ности словаря, в мощных, духовно припод нятых образах, переплетении лирики с эпо сом. Герои повести — люди самых высо ких и благородных помыслов и устремле ний. Мир природы отражается в их созна нии одухотворенным, накрепко связанным с собственным бытием. Вот у Катерины пробуждается первое чувство любви, роб кое, еще не окрепшее, она смотрит на ли кующий мир вокруг: в веселом изумлении застыло на небе солнце, «белые снега щед ро переливаются синими, розовыми, жел тыми искрами». Венчает картину разверну тая метафора: «Сани оставляли на присы панной той же кухтой земле две гладкие полоски, которые казались мокрыми и уже не вспыхивали, а беспрерывно перелива лись разноцветными лентами». Старинное праздничное убранство русских девушек, разноцветные ленты, раскрывает авторскую символику — светлый день будущего сча стья, радость, неизбежность прбеды добра. В новой повести Анатолий Иванов оста ется верным историко-революционной теме. Он тяготеет к излюбленным критическим ситуациям, в которые попадают его герои и где они проверяются до конца,-реалисти чески точно живописует обстановку, быт, поведение героев, используя емкую, выра зительную деталь. Проза Анатолия Ивано ва всегда зрима, формы художественного выражения берутся из реального мира при роды, из того, с чем ежедневно соприка сается деревенский труженик. Автор никогда не противопоставляет мир человеческой души обстоятельствам со циальной жизни, раскрывает внутреннюю суть личности не в отрыве от внешних си туаций, а рассматривает их во взаимной обусловленности. Светлому и доброму миру во «Вражде» противостоят осколки прошлого, отщепен цы, отступники, вроде скрывающего свою подлинную личину Пилюгина и его матери. Сатанинская злоба к Советской власти ро дителей отравляет души и их детей, но не надолго: «Родственность крови» — убеди тельно показывает автор, — она всецело зависит от классовых и социальных устрем лений нашей жизни. И как следствие — де тям врагов новой жизни не суждено стать ее врагами. Мишуха Афанасьев и Софья Пилюгина отторгнули от себя кровную вражду своих предков, опорой их любви стала новая мораль, выстраданная, обре тенная в муках. Конфликт повести, к чести автора, не ис черпывается этими страстями. Для Анато лия Иванова и любовь — всегда часть про явления социальной жизни людей. Револю ция давно отгремела, но не прошла враж да. Что питает ее, какие соки? Вот вопрос, ответ на который ищет художник, предель но обнажая сознание героев, вскрывая под спудные пласты их психики, чтобы достать, что называется, до самого «дна». Повествование носит сказовый характер, внутренние монологи главной героини по зволяют с наибольшей силой раскрыть ее внутреннее богатство и цельность. Каждая «мелочь», каждый единожды упомянутый предмет, не отягощая сюжета дробностью, несут в повести большую смысловую на грузку. Дважды внимание читателя обра щено на гармонь, на которой любил играть Степан Тихомилов, но не суждено трехряд ке залиться веселым голосом, потому как 1£7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2