Сибирские огни, 1982, № 2
пяя суть кризисного состония души Ядрин- цева изображена все-таки эскизно. В Па риже Ядринцев горестно думает: «Это все! Значит, сил хватило только на одну поло вину жизни, а для рторой ничего не оста лось... Как же так?». Он попытался найти объяснение этому своему сомнению. И вдруг понял: это состояние присуще не ему одному, а многим и многим из его поко ления... Да, да! Они жаждали борьбы и безоглядно растрачивали свои силы, как будто у них была не одна жизнь, а десять, сто, тысяча жизней. Но нельзя в одиночку сделать того, что должно делаться сообща. И вот силы растрачены, истощены... Все? Все!» Герой, конечно, мог не понимать глубин ные истоки разлада с самим собой, но и те, что здесь и потом названы, не прозвучали с исчерпывающим психологическим напол нением. Ядринцев узнал о смерти жены. Его от чаяние — отныне «жизнь для себя считал конченной» — не подлежит читательскому сомнению: эти страницы написаны убеди тельно. Но тут же идет сообщение о его детище, которым Ядринцев жил и которым гордился: «К газете он не то чтобы остыл, скорее наоборот — жгла обида за ее слиш ком очевидную, как ему казалось, потуск- нелость, отсутствие прежнего блеска и ост роты». Что случилось? Кто-то мешал? За жимала местная цензура? Объяснения, к сожалению, нет А на самом деле возникла оппозиция иркутской интеллигенции из чи сла молодежи, возникло разногласие, сути которой Ядринцев уже не улавливал, и это его угнетало. В сущности, он оставляет га зету, начинает метаться, как никогда рань ше, ищет дела по плечу и находит его. Это была победа, но временная, потому что она не определяла смысла его жизни. Общественное значение экспедиции к Каракоруму он блестяще охарактеризовал в речи на заседании географического об щества в Париже: «...Недавно мы завоевали Каракорум! Но эти завоевания иного характера, чем те, ко торые начинались когда-то от стен Кара корума и растеклись зловещими лавинами по многим азиатским и европейским зем лям, смывая на своем пути все живое, уничтожая цивилизацию, задерживая раз витие не только культуры, но и самой жиз ни... Осмыслить это сегодня, понять — долг каждого из нас, господа!» Сказано отлично и верно характеризует Ядринцева, однако то, что потрясло его в Париже на исходе XIX века, мы так и не узнали. Его фраза — «Что же, выходит, от французской республики одно название ос талось?!»,— увы, не передает всего драма тизма состояния Ядринцева, которое было им самим выражено в рассказе «Ночь в Аѵепѵе бе Орега»: «Могучая страна, пове левавшая когда-то Европой, обращает свои взоры и ждет спасения в союзе с Россией». Французский лавочник стал господином по ложения в самом центре европейской циви лизации, — потому-то лирический герой рассказа пришел к убеждению: «Ждать нечего, песня жизни спета!» Это еще одна из причин духовной драмы Ядринцева, ост ро переживавшего все изменения в жизни общества своего времени. В конце романа одни события сменяются другими, но внутренний смысл их не рас крывается в полном объеме. Однако на по следних страницах произведения мы уви дели Ядринцева снова во весь его рост. Перед нами возник образ незаурядного исследователя, передового общественного деятеля, подлинного гуманиста. Он, как пу тешественник, открыл древнюю монголь скую столицу Каракорум с ее неизвестны ми ранее письменами, он создал и опубли ковал за рубежом резкий антиправитель ственный памфлет «Иллюзия величия и ничтожества. Россию пятят назад»; он изы скал средства и возглавил молодежный ме дицинский отряд для спасения переселен цев в Сибирь, гибнувших от голода и бо лезней при полном равнодушии к ним влас тей. Картины эти написаны И. Кудиновым с большим волнением и с большой силой. Роман «Окраина», пожалуй, относится к числу, первых произведений, где так объемно, с такой тщательностью и внима нием повествуется о сибирской интеллиген ции XIX века. Созданный писателем с го рячей любовью к выдающемуся деятелю Сибири, с пониманием исторических собы тий, он будет хорошо принят всеми, кому дорога отечественная история. Вот здесь-то очевидно влияние как клас сических произведений русской исторической прозы, так и новейших. Это глубоко проду манный выбор своего творческого пути. Лучшие произведения И. Кудинова, создан ные им на протяжении более чем двадца тилетней работы в литературе, занимают свое прочное место в нашем многообраз ном литературном процессе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2