Сибирские огни, 1982, № 2
Произведения И. Кудинова на историче скую тему — «Сосны, освещенные солнцем» и «Окраина» — созвучны нашему времени и необходимы ему. Писатель стремился к правде исторической и художественной. По Белинскому, историк рассказывает, что было, писатель показывает, как было. Художник исторической темы решает,' в сущности, двуединую задачу: что и как для него в равной степени важны и —. недели мы. Фантазия, воображение, интуиция подчинены фактам, основываются на доку ментах, во всяком случае, не противоре чат им, наоборот, дополняют, обогащают и подчас переосмысливают их, дают им но вую жизнь. Интуиция нередко подсказы вает художнику правду там, где конкрет ные знания о людях и событиях отсутст вуют. Документально-биографический жанр труден. Он требует по сложившейся у нас традиции создания исторического характе ра, в котором индивидуальное раскрывало бы' нечто всеобщее для того или иного вре мени, было связано с самой жизнью. Как проникнуть в характер, в духовный мир великого русского пейзажиста? Преж де всего через любовь его к родной приро де. Стремясь передать красоту русской зем ли и любовь к ней художника, И. Кудинов пошел по самому сложному пути — сред ствами художественной, прозы создать есте ственный образ природы, который не про тиворечил бы всему содержанию жизни художника. «Чувство отчей земли» законо мерно пронизывает всю повесть, потому что без этого чувства, преданного и безраз дельного, не было бы художника Шиш кина. «Со всех сторон их обступал теперь спо койный густой бор с синеющими сквозными просеками, с птичьим пересвистом, с дух мяным запахом свежей травы и хвои, с солнечными бликами на сосновых стволах... И ни о чем не хотелось говорить — смот реть бы и смотреть на пробегающие мимо сосны, неимоверно разросшиеся и в'ширь и ввысь, или молча свернуть с дороги и войти в таинственную, зовущую глубину леса...» Сама природа и чувства художника, его настроения и мысли даны в единстве. Ког да же писатель непосредственно выражал наше отношение к созданиям художника, он настаивал в соответствии с правдой, что мысли эти общественно-значимые, несовме стимые с пустой созерцательностью. «Шишкин любил писать спокойные свет лые леса с высоким чистым небом, с вы сокими могучими деревьями. Он словно брал вас за руку и вел в сосновые боры и дубовые рощи, в лесную глушь, показывал и говорил: смотрите, как хорош, прекрасен мир! Отчего же на земле столько скверны и пошлости? Это же не соответствует при роде». Шишкин-реалист был убежден, что «ма лейшая ложь в искусстве делает искусство ничтожным и мелким»; вслед за Крамским он утверждал, что его искусство вне нацио нальной формы теряет свою красоту, свой сокровенный смысл. «Отчего такие превос ходные живописцы, как Сильвестр Щедрин и Михаил Лебедев, — думает в повести Шишкин, — оставляют его холодным и равнодушным — они воспроизводили кра соты итальянского, а не русского пейзажа, полагая, видно, что красота не суть нацио 164 нального характера». В повести И. Куди- ' нова любовь Шишкина к родной природе освещена зрелым пониманием задач рус ского искусства. Во второй редакции повести И. Кудинов больше уделяет внимания среде, в кото рой воспитывался, жил в вечных поисках, самоотверженно трудился художник, обра щается к нелегким, драматическим пережи- ваниям, выпавшим на его долю во взаимо- отношениях с близкими и друзьями; нако нец, подробней дана общественно-политиче ская обстановка в стране, особенно в 60— 7.0 годы, когда произошло «освобождение» крестьян, начались крестьянские и студен ческие волнения, были закрыты передовые журналы, сосланы в Сибирь Михайлов и Чернышевский, на глазах у народа казнен Каракозов... Да и художники «взбунтова лись» и демонстративно покинули стены Академии художеств накануне ее оконча ния, организовав независимую артель. Пи сатель понимал, что без всего этого объем но передать характер исторического лица невозможно. Прибыв в Москву учиться, Шишкин по степенно окунается в идейные искания ве ка. Гоголь и Федотов, Тарас Шевченко и Брюллов — все лучшее в русском реали стическом искусстве неуклонно ведет его к материалистической эстетике Чернышевско го. Потрясенный картинами Айвазовского, Шишкин все-таки думает о своем: «Иван смотрел на море Айвазовского, а в памяти всплывало море закамских лесов». Побывав в Сокольниках на этюдах, он запишет в дневнике: «Природа есть единственная кни га, из которой мы можем научиться искус ству». Примечателен разговор с пастухом о назначении искусства, породивший жгу чий вопрос: «Только ли для избранных все изящные искусства?». «Поближе держитесь к природе, изучайте ее, матушку»,— сове тует Шишкину художник Мокрицкий, уче ник Брюллова. Связь Шишкина с художни- ками-бунтарями, с «передвижниками», и прежде всего с Иваном Крамским, просле жена теперь на разных этапах их деятель ности. Выразительны в, повести портреты людей трагической судьбы — писателя Гар шина, художника Федора Васильева, Евге нии Александровны, сестры Васильева и жены Шишкина. Но Крамской в произведе нии занимает после Шишкина первое мес то. И это понятно: выдающийся художник, организатор артели, а потом и передвиж ных выставок, глубокий теоретик искусст ва, он и в художественной жизни страны занимал исключительное место. К такой же широте и обрисовке эпохи стремится И. Кудинов и в романе «Окраи на». Перед читателем проходят бурные со бытия 60-х годов прошлого века, остро пе режитые молодым Н. М. Ядринцевым. Не случайно и не без оснований он всегда счи тал себя шестидесятником. В окружении Ядринцева находились интересные и хоро шо изображенные писателем люди — Н. И. Наумов, Н; С Щукин, Г. Н. Потанин, И. в’ Омулевский, А. П. Щапов... Одна из удач романа «Окраина» в том и состоит, что эти лица ожили на его страницах. В полной мере ощутима трагедия Щукина, сошедше го с ума во время следствия и не оставлен ного без наказания. Контраст между тем, каким деятельным пропагандистом нового
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2