Сибирские огни, 1982, № 2
тизанишну>, когда тот на совещание в рай ком все же пригласил уже уволенного За бродина в качестве главного агронома, ибо был убежден, что этого требовали интересы дела по спасению загубленной земли. Если Кручинин заявляет, что он ничего и никого сейчас не'боится, то Скопов напоминает: «Не все от нас с тобой зависит». Увы, ста рая ' песня! Скопов уходит со страниц ро мана не с такой определенно одобритель ной интонацией автора, как Кручинин. И это означает, что назревает новый этап борьбы за землю, за иные методы хозяйствования. Антонюков отбросила сама жизнь, но ско- повы еще не готовы к решительным и кар динальным действиям. В романе немало других столь же инте ресных, как Кручинин, и выразительно вы писанных образов людей, работающих на земле. Федосеич, «мастер овсяных дел» и са мостийный хранитель семян нужных в степ ных условиях трав; Иван Мантырев, образ цовый тракторист, первым вспахавший без отвально свой огород, чтоб все поверили в этот способ обработки земли; старый пред седатель колхоза Федор Акишев, готовый хоть с будущей весны засеять травами треть поля, хотя семян у него не было. Фе дор Акишев хранил три мешка семян — «на всякий случай», как он объясняет, так ведь высмотрели их у него и «подчистили под метелку да еще и выговор влепили». А как поучительна история упорного су ществования лесостепной станции, несмот ря на отсутствие государственной помощи (станция с рабочими вениками рассчитыва лась). Выходит, народ сберегал, как мог в тех условиях, все лучшее из своего опыта и сразу, без перестройки (столь необходи мой, например, Скопову) пошел за передо вым Забродиным, за секретарем райкома Кручининым, побывавшим, в конце концов, и у Терентия Мальцева. В этом — сущест во позиции автора романа. Потому-то он, потрясенный увиденным, ярче, эмоциональ ней, чем кто-либо до него, изобразил весь ужас черных бурь, как наждаком сдираю щих с земли ее плодородный слой, созда ваемый природой не за одно столетие. «...Что-то зловеще клубилось там, разрас таясь на глазах, превращаясь из пепельно- серого, линяло-желтого в аспидно-темное. И не заметить этого уже было нельзя — так все быстро, почти мгновенно преобра зилось вокруг. Черная туча отвалила от го ризонта и пошла, клубясь, разрастаясь' и ширясь, навстречу, прямо на них... Кручинин сидел, сцепив на коленях ру ки, и с ужасом видел, как неведомо откуда пробивается пыль и серым слоем покры вает брюки, сиденье. Трудно становится дышать». Читателю тоже «трудно становится ды шать», потому что отчетливо видит эту уг нетающую героя пыль, да потому еще, что мы сами ее сотворили. «Стихия-то с нас са мих и началась»,—думают и говорят многие мужики. Обращаясь прямо к Скопову, простые хлеборобы к тому же добавляют: «Не знаешь, кого слушать... То овес сей, то не сей, то трава — зеленое золото, то выдергивают это золото с корнем...» Все, оказывается, взаимосвязано... Роман «Сти хия» талантливо разрабатывает все ту же проблему «человек и природа», и в этом своем качестве примыкает к лучшим произ ведениям советской литературы последних лет, примыкает прежде всего своей актив ностью в защите земли. Роман публицисти чен, как публицистично, например, повест вование «Царь-рыба» В. Астафьева. И. Ку динов убежденно и страстно напоминает: сохранение плодородия почвы —- задача об щенародная, у нас нет права наступление на ветровую эрозию откладывать на завт ра; наконец, уроки истории ни в коем слу чае забывать нельзя. III Глубоко исторической . темы И. Кудинов коснулся, когда приступил к повести о ху дожнике Иване Шишкине «Сосны, осве щенные солнцем», опубликованной в 1972 году. Теперь мы имеем новое, 1981 года, издание повести, существенно переработан ное и дополненное. Она вышла почти одно временно с историческим романом «Окраи на» (1980), поэтому есть основание гово рить о них, как о последних произведениях писателя. И. Кудинов по-своему сформулировал один из важнейших принципов историче ской прозы: «Иногда у меня такое чувство бывает, когда прикасаюсь к истории, слов но все это не сто лет назад было, а вчера, сегодня все это происходит... Иногда исто рическая тема, как мне думается, дает больше простору возможности сказать о сегодняшнем дне. Ну, не буквально, разу меется, но в каких-то аспектах». Вяч. Шишков сказал об этом же так: «Мы должны осмыслить изучаемую эпоху с вершин текущей современности». Есть еще классическая формула В. Белинского: мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, что бы оно объяснило нам настоящее и намек нуло о будущем. Во втором варианте повести о Шишкине прямо сказано: «Без понимания прошлого нельзя всерьез думать о будущем» (из раз мышлений отца Шишкина, занимавшегося историей родного края). И. Кудинов говорит именно об истори ческом чувстве, которое питается временем прошедшим и еще более настоящим. Та кой подход исключает иллюстративность, заданность и требует сегодняшней заинте ресованности в осмыслении изображаемой, эпохи. В новом тексте повести дается более ши рокая, чем ранее картина чтения худож никами диссертации Чернышевского об от ношении искусства к действительности, здесь-то и прозвучали знаменательные для художников слова: «— Ах, как это хорошо, друзья, что мы вместе! А пока мы вместе — не быть ни Москве, ни Петербургу, ни России пус той... Потому что Россия — это мы с вами, друзья». Мысль «Россия — это мы» перекликается с мыслью героев романа «Стихия», беру щих на себя ответственность за все, что в стране — уже в советское время — проис ходит. Этой мыслью воодушевлен и автор повести, она дорога всем нам, так как на ходится в согласии с нашим патриотиче ским чувством. 163 11 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2