Сибирские огни, 1982, № 2
Забродин впервые после болезни вышел на улицы села, воспринята всеми как Победа его идей, его характера, тем более, что это совпало с первой бороздой безотвальной вспашки,., пока что огорода. Образ Забро дина точен, пластичен, и сцена эта отно сится к финальным, в ней отчетливо видна авторская позиция. Из романа ясно, что Забродины, прошедшие мальцевскую шко лу,— люди, истинно преданные своему хле боробскому делу, сильные и дальновидные, именно они, хотя и «схватывают» ранее «положенного времени» инсульты,— наша самая большая надежда, они —олицетворе ние совести народа, им нет необходимости упрекать себя, хныкать и каяться на кру тых поворотах российского земледелия. Образ первого секретаря райкома Вик тора Викторовича Кручинина — централь ный. Он дан в романе объемно в сво их личных, семейных и общественных взаимоотношениях, со всеми колебаниями, сомнениями, поисками и обретениями. За ключительная сцена романа посвящена ему, хотя к решению исследуемой проблемы она, казалось бы, отношения не имеет. Кручинин в главе «Сын» отправляется в детдом, «выбирает» мальчика, чтобы его усыновить, и отправляется с ним к жене, с которой у него разлад на этой почве — у них нет детей. Образ Вали, жены Кручи нина, не очень выразителен, и вся эта «личная» жизнь героя не всегда, быть мо жет, звучит убедительно, однако в этой сцене Кручинин снова предстает перед нами как личность незаурядная, интересующая читателя не только как районный руково дитель. Когда директор детдома порекомендовал взять пятилетнего мальчика, у которого ни кого из родных не осталось, Кручинин на нем и остановился сразу: «Егорку я возь му...... «Надо хотя бы увидеть мальчика,— посоветовал директор.— А вдруг не понра вится». «Как не понравится?» — спросил Кручинин и удивился, узнав, что тут иног да придирчиво «выбирают», а то и возвра щают ребенка. «Знаете, я не щенка выби раю. Это же человек». В детдомё был послеобеденный отдых, а Кручинину тут же захотелось взглянуть теперь уже на своего Егорку: «Кровать Егоркина стояла у окна, в уг лу, и спал он, разметавшись, отвернув лицо к стене,— рука свесилась, одна нога по верх одеяла... У Кручинина сжалось все внутри, и туман застлал глаза — таким хрупким и беззащитным показался ему Егорка... Кручинину захотелось подойти и прикоснуться к жесткому его вихру, ук рыть разметавшегося мальчика одеялом». Так предметно и действенно приблизил к нам писатель своего Кручинина. Завершая роман такой щемяще оптимистической но той, хотя характер Кручинина отнюдь не однозначен, автор внушал нам свою веру в таких людей. Кручинин нередко вызывал наше читательское неприятие, особенно своей рефлексией в решении принципиально важных вопросов. Ах, как долго он коле бался или молчал, если даже убеждался, что идет по неправедному пути. Наш перелом в оценке личности Кручинина начался с мо мента, когда он вместе с секретарем обкома Скоповым признается: «Все, что случилось, лежит на нашей совести». Это, конечно же, трезвая и честная самооценка, полное не желание сваливать свою вину на кого-то другогб, на Антонюка, например, или на «волевых» руководителей, успешно действо вавших в те. годы. И никуда не денешься — И. Кудинов написал о них правду: и они виновники «черных бурь», гибели земли. Образы Скопова и Кручинина не равно значны, пусть как руководители они имеют немало общих черт. Скопов, например, за сеял однажды немалый клин травами, ок ружив его полосами кукурузы, чтобы никто не заметил. Кручинин «терпел», получал выговоры за райкомовского сторожа, тоже тайного «мастера овсяных дел», культуры тогда запрещенной, хотя и выгодной, как свидетельствовал вековой крестьянский опыт. Но выступать активно, как Забродин, в защиту трав или овса ни тот, ни другой не осмеливались. Кручинин, потому что не имел собственного мнения, якобы из-за малой образованности. Скопов, занимая бо лее высокий пост, на такую отговорку права не имел, он дипломатничал, извора чивался, и Забродин вынужден был о нем подумать: «Неужели и Скопову не хватает смелости, как тому председателю, который бросал зерно в грязь...» Решил Кручинин как-то «попробовать» и отвести Забродину «небольшой участок» под опыты и тем са мым поставить забродинских противников перед фактом явной выгоды. Забродин от казался: «Землю, Виктор Викторович, надо спасать не частично, а целиком и полностью. И если драться, отстаивать свою точку зре ния, так драться в открытую, с противником драться, а не с его тенью». Половинчатым, то молчаливым, то растерявшимся предста ет перед нами Кручинин, и эти его колеба ния дорого обошлись району, которым он руководил. Опомнились оба. Скопов и Кручинин, когда грянула беда, трудно попраэимая, потребовавшая нового отношения к земле. И Кудинов постепенно подводит на( к по ниманию разницы между Кручининым и Скоповым. Кручинин решительней начал менять свои позиции и действовать, в сущ ности, по забродинскому плану. Скопов, если и считает, что черные бури и на его совести, все-таки настаивает: «Не надо искать правых и виноватых». А в методах спасения земли, которые разрабатывает тот же Забродин, сомневается, и с Кручи ниным снова и снова говорит не как рав ный, одинаково ответственный за дело, а только как вышестоящий руководитель, будто бы знающий обязательно больше, чем его подчиненный. Кручинин нередко слышит от него то в шутку, то всерьез: «Проповедуешь черт знает что», «Нахал ты... одного защищаешь, а другого не ща дишь», «Не боишься, что при случае спущу с тебя три шкуры» и т. п. Лишь под напо ром прозревшего Кручинина Скопов начи нает задумываться, но как-то с недомолв ками и, пожалуй, декларативно. Он вспоми нает отца, который самоотверженно сра жался в свое время с кулаками и в труд ные дни настойчиво твердил: «Нет, не до ждетесь вы от нас белого флага!» Скопов повторяет... в полусне: «Не будет, от;ец, бе лого, не будет...» Однако это не помешает ему в принципиальном вопросе о снятии с работы Забродина занять нейтральную по зицию и даже отчитать Кручинина за «пар- 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2