Сибирские огни, 1982, № 2
исповедовались вчера и остались необхо димыми сегодня как для деревни, так и для города. Это повесть о трудностях и радос тях нашего труда и быта, близкая к лири ческому повествованию о родном крае, пол ная душевного тепла и искренности. II В другой крупной повести — «Хлебоза- рьі» — И. Кудинов продолжает развивать художественные принципы, положенные в основу повести «Федькин воз». Федор Андрейчиков лишь начинает жизнь, пытли во всматривается в людей, пытаясь как-то разрешить для себя труднейшие вопросы. Егор Басаргин — главный герой новой по вести — завершает жизнь, подводит итоги ее, часто возвращается к пережитому, стре мясь взглянуть на себя как бы со стороны. Ему хочется понять, «что в человеке (то есть и в нем самом) всегда останется неиз менным», останется его стержнем, его свое образием, каким бы испытаниям он ни подвергался, какие бы новые черты ни на ложило на него время. Уже обессиленный годами и болезнью, Егор Басаргин так оп ределяет свою неизменную суть: «Сердце-то у меня и по сей день щемит, как выйду в поле да почую запах земли талой либо спелого колоска... Аж дух проймет!» По сравнению с прежней повестью ус ложнилась композиция, резче выделены конфликтные ситуации в жизни, полнее выписаны лица второго плана, объемней выглядит вся среда — человеческая и при родная, в которой действует герой, обста новка на селе за много лет, поля в разные времена года, восходы и закаты, сам воздух с запахом пашен и лугов... Словом, налицо художническая зрелость. В какой-то мере сюжетной основой по вести стала семейная жизнь Егора Басарги на со всеми ее как внутрисемейными,, так и социально-общественными связями, которые для героя неделимы. Переехал Егор Егоро вич в город к сыну — зачем одному в де ревне куковать, если он к семье привык? Трое сыновей у него было и дочь. Старшие сыновья погибли на войне, жена Марьюш ка умерла, а дочь вышла замуж и уехала: «Остался один, словно пень от рухнувшего дерева». И ничего не получилось, как бы хорошо у сына ни было: навечно привязан он к земле и без нее — не жизнь. Вернув шись домой, Егор Егорович сразу же, не ожиданно для многих, обзаводится семьей— приглашает одинокую соседку Катерину доживать отпущенные им дни вместе. «Че ловек, пока дышит и ходит по земле, и ду мать должен о жизни, о живом,— убеждает себя Басаргин, как бы винясь и оправдыва ясь перед кем-то.— А как же иначе!» Сцена своеобразного сватовства и одно временно воспоминаний о Трофиме, муже Катерины, о Марьюшке, которую ему ни когда не забыть, о жизни давней и счастли вой, хотя «лихая им жизнь досталась», ее «и вспоминать не хочется», относится к чи слу лучших в повести. Мягкий юмор, точ ная психологическая мотивировка неслу чайности «выбора», лиричность, словно. рассказывается о самых близких людях, и І60 0 грусть, определившаяся, в конце концов, словами Катерины, когда сидели они вдво ем и думали о совместной жизни: «Получи лась не свадьба, а вроде поминки». И вот постепенно от картины к картине раскрывается вся жизнь Егора Басаргина. От детских лет, когда он впервые увидел отборное семенное зерно в руках местного богатея и возмечтал самому вывести такой же сорт высокоурожайной пшеницы, и до тех самых дней, когда он принял посильное участие, вероятно, в последней для него жатве: «Ему казалось, что жатва — это не просто уборка хлебов, а завершение еще од ного круга человеческой жизни». И по всему видно, что такое высокое чувство благого вения к хлебу он не утратит до самого «за вершающего круга» своей жизни. Рассказывая о Егоре Басаргине, И. Ку динов касается многих «горячих точек» на шей жизни — от 20-х годов до наших дней (повесть завершена в 1971 году). И кол лективизации, когда в Егора стреляли из обреза кулаки, и периода «палочек» вместо хлеба на трудодни (горький рассказ город ского дворника о своей судьбе в те време на), и бюрократизма в руководстве колхо зами, олицетворенного в работнике райкома Лошкареве, и нарушений ленинских норм жизни в случае со Стародубцевым-отцом, который так и не вернулся домой после незаконного ареста, и войны, унесшей мно гих сыновей Родины. Все это так или иначе отражается на жизни главного героя, но ни одно из этих ■ событий не акцентируется в повести, не становится сюжетообразующим конфликтом, даже война, пусть и сказаны Басаргиным гневные слова против тех, кто ее затеял: «Это — не люди — нелюди!»‘и т. п. Дело в том, что суть повести в поэти зации извечного труда крестьянина, кото рый все переносит, чтобы ни случилось, и всегда прекрасен в своей незатухающей любви к земле, к хлебу, и неуемен в своей жажде вырастить хлеба больше и лучшего качества. Так было в семье Басаргиных и при Егоровом деде Иване, так и при отце: «И сколько помнит Егор Егорович, больше всего разговоры в семье вертелись вокруг хлеба. Говорили о нем зимой и летом, вес ной й осенью, когда он был и когда его не было. Лучше, конечно, говорить о нем, ког да он есть и лежит в амбаре, ждет своего часа. Весной посеют его, и опять забота: что-то будет? И опять отцовские вздохи и мечтания: эх, нам бы семян добрых, таких, как вон у залужского богатея Копытина!» Мечты отца о семенах стали реальным де лом сына, делом большим, творческим, не преходящим из века в век, пока человек жив. Вывел Басаргин новые сорта, добился высоких урожаев. Потому-то так уместны в повести картины природы, так ненавяз чиво органичны они со всем повествованием о радостях и бедах Егора Басаргина. Душой нового урожая был Басаргин — и новые сорта пшеницы, и новые приемы обработки земли, и новая организация тру да; хорошо потрудились люди, возглавляе мые Басаргиным, недаром говорилось: ба- саргинское движение, басаргинские звенья... «Всходы пошли густые и дружные, радо валась душа при виде этой чудесной карти ны — на глазах меняется, оживает поле...» Но на этом и кончилась радость. Не успела пшеница зацвести, как небо юднбяЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2