Сибирские огни, 1982, № 2
Сюжет повести о военном детстве про диктован реальными событиями времени. Если они в чем-то сходны с теми, что за печатлены до И. Кудинова в произведениях на ту же тему, то это сходство судьбы детей одного поколения, сам же образ мальчика, созданный здесь писателем, свое образен, поскольку неповторимо индивиду альны все частности бытия этого героя, ос мысливающего то, что с ним и вокруг него происходит. Обаяние Федьки Андрейчикова не в том, что он наравне со взрослыми ра ботает в колхозе пастухом, пахарем, помо гает матери, несет все тяготы военного вре мени,— это было тогда общим для всех детей деревни и города, а в том, что он осо знает необходимость такого труда, необхо димость определенного, отнюдь не детского поведения. «Жить в деревне,— размышляет он,— значит оставить мать одну с двумя млад шими сестренками. Чего она одна, без Федьки, станет делать? Нет, как ни крути, а школа и в этом го ду побоку». Все семейство фронтовика Андрейчикова зимует на заимке с отарой овец — это верст 15 от деревни Повалиха. За зиму редко кто к ним заглянет: то невеста брата с тща тельно скрываемым известием — Василий уже погиб, то измученный заботами предсе датель; увидел, как они тут изворачивают ся, посочувствовал и справедливо сказал, что всем сейчас нелегко и все же напомнил еще и еще раз: «...ягняточек, в доску раз бейтесь, а постарайтесь, как можно больше, сохранить... Это же прирост поголовья... шерсть, мясо, кожа...». Говорил, как будто Федька с матерью не знали, н е' понимали, как это необходимо и для чего. Воз сена, который мальчик привез на Ры жухе с неимоверными трудностями, тоже оказался для него не простым делом. Свои неудачи Федька воспринял как борьбу с темной силой, навалившейся на него, на деревню, на всю страну. Сначала по-маль чишески он беды свои связывал с волком Карнаухим, повадившимся навещать их отару, потом естественно припомнил глав ных виновников — «фашистов», «гитлерю- гу»'— того невидимого врага, пытающегося сломить его терпение и упорство (за доро гу воз сена, неумело им сложенный, разва ливался трижды). Каждая сценка такого рода — этапы возмужания Федьки, его духовного роста. Кудинов-художник не акцентирует значи мость этих и других похожих сцен, они идут в общем потоке жизни одной семьи и неприметны среди обыденных дел и забот. Федька получает от Дронова, по прозвищу Сват, подарок — новенькие сапожки. Радо сти нет конца, и нет у Федьки «взрослых» сомнений: возможен ли такой дорогой по дарок — Свату он по-детски безоговорочно верит, словно бы и не задумываясь над причиной особенного расположения Свата к нему, ко всей его семье. Собрал для Ма- рии-трактористки цветы, преподнес, а вслед сразу ребячья просьба: дай трактор пово дить. Включен в бригаду пахарей, таких же малолеток, как и он. Загордился, ведет се бя по-взрослому, но во всем сквозит ре бячья бравада. «Ну, как, Федор, пожива ешь?» — спрашивают взрослые. «Ничего. Завтра пахать с утра...» — отвечает озабо ченно. Тем не менее законны в устах Федьки сложные вопросы и серьезные сомнения. Например: «Зачем люди воюют? Разве без войны нельзя жить?» Вопросы из числа «детских», но на них-то, как давно замече но, трудней всего отвечать. В самом конце повести, как итог пережитого, особенно по сле того, как убили волка, забродили в нем другие чувства и сомнения. Теперь, когда Карнаухий Мертв, он, вопреки' ожиданию, не испытывал к нему ненависти. И вечером, ложась спать, он стал думать — думать «до боли в висках: отчего так, отчего люди жалеют тогда, когда ненавидеть надо, а не жалеть? И не мог ни до чего додуматься, уснул тяжелым, беспокойным сном...». Если Карнаухий для него не только волк, а нечто большее, дико злое и темное, то почему его жаль? Мальчик не может сам себя понять, не может ответить на возник шее недоумение с той же определенностью, с какой ответил на вопрос о войне: «Дура ки затевают войну, хотя и грамотные». По тому, видимо, и не может, что задумался Федька сразу обо всем и обо всех: о себе, о рядом живущих, о погибших на фронте и об отравившихся дома, как Сват и това рищ по работе и играм Вася, о темном в людях, в человеческом обществе. Неволь но задумаешься — ведь и он чуть не погиб от случайно отравленного зерна, из которо го им напекли хлеб... В результате сложил ся живой образ мальчика — не из одногб описания его внешности, не через изображе ние одного уже недетского, непосильного труда, а вследствие естественного движе ния его мысли в пределах доступного ему освоения действительности, вследствие пе реживаний, способствовавших рождению конкретного характера. Как художник, Кудинов сумел мысли и чувства свои так растворить в образе Федьки, что мы ощу тили его и как свое открытие. Федька своим бесхитростным поведением, своими просты ми умозаключениями и сомнениями, харак тером, далеким от какой-либо исключитель ности, волнует и обжигает читательские сердца. Хотя повесть несомненно автобиографич на и не случайно посвящена памяти матери Софьи Ивановны Кудиновой (ее не стало в 1970 году), автор, однако, не подчеркива ет этого, наоборот, он объективизирует своих героев, а о Федьке в конце произве дения говорит так: «Через много лет Федор Андрейчиков закончит школу, службу, институт и возглавит укрупненный повали- хинский колхоз...» Жизненный путь Федора не совпадает с тем, как он сложился у его прототипа, но это лишь свидетельствует, что повесть «Федькин воз» — не только о военном детстве. Если мы приглядимся к образам матери и отца, брата Василия,' не вернувшегося с фронта, Дронова-Свата, то же бывшего фронтовика, солдата-инвалида, всегда готового прийти на помощь каждому, председателя Поломыгина и к другим, то можно сказать, что она о жизни людей во енной поры в глубоком тылу, и не о деревне только, а о любви к людям и о тех нрав ственных требованиях к человеку, которые 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2