Сибирские огни, 1982, № 2

шиком на вагоноремонтный завод. В этом же году мобилизован в армию и направлен служить на Тихоокеанский флот. После годового обучения получил специальность артэлектрика и продолжил службу на эс­ минце. Писать Иван Павлович начал рано — стихи с 14 лет. Но первые выступления в печати относятся к 1952 году во флотской газете «Боевая вахта». В 1953 году принял участие в газетном конкурсе и за очерк «Наш командир» получил первую премию. Очерк «Самоотверженный поступок», опуб­ ликованный газетой «Боевая вахта», рас­ пространен отдельной листовкой и вошел в сборник «Во славу советской Родины» (Воениздат, 1954). Именно активные вы­ ступления в печати и позволили ему стать ответсекретарем корабельной многотираж­ ки, где он проработал до демобилизации в декабре 1955 года. Накоплен был первый опыт журналист­ ской работы, который, безусловно, приго­ дился в дальнейшем. Из армии И. Кудинов вернулся в Барнаул и стал сотрудником газеты «Молодежь Алтая», где проработал шесть лет, затем рекомендован корреспон­ дентом «Комсомольской правды» по Алтаю (1962—1964). Детство людей этого поколения совпало с войной. Первые жизненные шаги были сделаны в суровых условиях. На вопрос, как пережиты эти годы, писатель ответил лаконично и с ясным определением метода своей литературной работы: «Что касается моего военного детства — оно без каких- либо преувеличений и вымыслов описано в повести «Федькин воз» («На земле»). До 19 лет Иван Павлович жил и учился в селе, зрелость обрел в армии. Работая в газете, изъездил Алтай вдоль и поперек, обязан был вмешиваться пером и словом в мелкие и крупные события дня, да и по человече­ ским своим качествам, открывшимся и в его произведениях, он не мог не вмешиваться. Характерно, что именно в эти годы И. Ку­ динов увлекся сатирой, писал фельетоны, печатал их чуть ли не ежедневно в газетах «Молодежь Алтая», «Алтайская правда», «Советская Россия», «Комсомольская прав­ да» и даже в «Советском спорте», потому- то зимой 1960 года он стал участником се­ минара сатириков и юмористов. Безусловно, это —свидетельство активной гражданской позиции писателя, непримиримости с тем, что мешает нам жить. В 1958 году И. Кудинов опубликовал в альманахе «Алтай» очерк «Весенний ветер». В нем, пожалуй, нет овечкинского боевого задора, но создавался он в том же ключе. Перестройка, какая началась тогда в сель­ ском хозяйстве, кровно волновала писателя, и он, быть может, забегая вперед, внима­ тельно и с надеждой на лучшее всматри­ вался: что же на деле происходит в нашем хозяйстве? И этой теме писатель останется верным надолго. Однако реальный творческий путь ока­ зался прихотливым и неожиданным. В 1961 году И. Кудинов публикует повесть «Био­ графия без начала». Она имела успех, была перепечатана из альманаха «Алтай» в жур­ нале «Юность» (1962). Повесть привлекала тем, что в ее центре стоял паренек со сложной биографией детдомовца, попавше­ го в лапы «Жаков» из преступного мира. 158 Процесс постижения героем правды рабо­ чей среды, в которой он оказался, исследу- ется писателем, хотя само художественное обоснование этого процесса носило схема­ тический характер. От того момента, когда Генка Воронков «делает первый шаг» в «нераскрытую еще книгу» под названием «жизнь», и до того, как гулы стройки зазву­ чат для него «как песня, как неповторимая мелодия», событий оказалось маловато, чтобы убедиться в естественности происхо­ дящего в душе героя; переходы от одного состояния в другое были, так сказать, пред­ определены. Новому содержанию недоста­ вало живописности и психологической глу­ бины, да и весь строй повести, ее стиль не был выработанным самостоятельно в соот­ ветствии с замыслом. Тем не менее это можно считать победой, так как был до­ стигнут некий общий уровень текущей «мо­ лодежной литературы», как тогда выража­ лись, без которого дальнейшее движение писателя могло бы не состояться... Какое-то время И. Кудинова подхватила инерция первого успеха. Он пишет новую, в чем-то похожую повесть, перелицовывает два коротких рассказа — «Открытие» и «Костер у дороги» — в произведения более объемные, но принципиально ничем не примечательные, пока не прорвется к своей теме — к деревне — и не будет писать о ней «без преувеличений и вымыслов», то есть правду, самим постигнутую. Так рож­ дался рассказ «Туески», так появились рас­ сказы «Бухон», «Белая картошка», «Икона» и повесть «Федькин воз» («На земле»), В шестидесятые годы литература начала интенсивно пополняться книгами о военном детстве. В поэзии тема зазвучала чуть-чуть раньше, в прозе — с обретением зрелости писателей этого поколения. Если взять луч­ шие произведения этого ряда, то они, как правило, связаны со стремлением авторов проникнуть в глубины народного сознания и нравственности. Для И. Кудинова переход к новой теме стал переходом к подлинной писательской самостоятельности. В чем она проявлялась? В непридуманности сюжета, в естественности интонации, в иной и, пожа­ луй, новой для него стилистике. Очень эф­ фектно звучит, что в руках Насти вместо кораллового оказался обыкновенный камень в прямом и переносном смысле (на этом дер­ жится сюжет повести «Коралловый ка­ мень»), но это не вызывает у читателя от­ ветных эмоций, так как ощущіется искусст­ венность, запрограммированность всего хода повествования, что определило и стиль пове­ сти, и характер Насти, в сущности морали­ заторский. С первой любовью Настя расста­ лась на «законном основании», а «замеча­ тельному парню» Славке Курилову на его признание ответить «да» не могла, «потому что это было-бы неправдой». «Славка снял очки, будто стараясь получ­ ше рассмотреть Настю, тонкая морщинка пересекла его лоб. Он ничего не сказал. Надел очки, повернулся и пошел. Даже ни разу не оглянулся. Автобус, прошуршав по асфальту, увез в окнах осколки солнца». Последняя фраза предполагала подтекст, но он исчез, поразив нас своей красивостью. Сама интонация заключения повести есть не более как желание облегчить драму, происшедшую с ее героями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2