Сибирские огни, 1982, № 2
шиком на вагоноремонтный завод. В этом же году мобилизован в армию и направлен служить на Тихоокеанский флот. После годового обучения получил специальность артэлектрика и продолжил службу на эс минце. Писать Иван Павлович начал рано — стихи с 14 лет. Но первые выступления в печати относятся к 1952 году во флотской газете «Боевая вахта». В 1953 году принял участие в газетном конкурсе и за очерк «Наш командир» получил первую премию. Очерк «Самоотверженный поступок», опуб ликованный газетой «Боевая вахта», рас пространен отдельной листовкой и вошел в сборник «Во славу советской Родины» (Воениздат, 1954). Именно активные вы ступления в печати и позволили ему стать ответсекретарем корабельной многотираж ки, где он проработал до демобилизации в декабре 1955 года. Накоплен был первый опыт журналист ской работы, который, безусловно, приго дился в дальнейшем. Из армии И. Кудинов вернулся в Барнаул и стал сотрудником газеты «Молодежь Алтая», где проработал шесть лет, затем рекомендован корреспон дентом «Комсомольской правды» по Алтаю (1962—1964). Детство людей этого поколения совпало с войной. Первые жизненные шаги были сделаны в суровых условиях. На вопрос, как пережиты эти годы, писатель ответил лаконично и с ясным определением метода своей литературной работы: «Что касается моего военного детства — оно без каких- либо преувеличений и вымыслов описано в повести «Федькин воз» («На земле»). До 19 лет Иван Павлович жил и учился в селе, зрелость обрел в армии. Работая в газете, изъездил Алтай вдоль и поперек, обязан был вмешиваться пером и словом в мелкие и крупные события дня, да и по человече ским своим качествам, открывшимся и в его произведениях, он не мог не вмешиваться. Характерно, что именно в эти годы И. Ку динов увлекся сатирой, писал фельетоны, печатал их чуть ли не ежедневно в газетах «Молодежь Алтая», «Алтайская правда», «Советская Россия», «Комсомольская прав да» и даже в «Советском спорте», потому- то зимой 1960 года он стал участником се минара сатириков и юмористов. Безусловно, это —свидетельство активной гражданской позиции писателя, непримиримости с тем, что мешает нам жить. В 1958 году И. Кудинов опубликовал в альманахе «Алтай» очерк «Весенний ветер». В нем, пожалуй, нет овечкинского боевого задора, но создавался он в том же ключе. Перестройка, какая началась тогда в сель ском хозяйстве, кровно волновала писателя, и он, быть может, забегая вперед, внима тельно и с надеждой на лучшее всматри вался: что же на деле происходит в нашем хозяйстве? И этой теме писатель останется верным надолго. Однако реальный творческий путь ока зался прихотливым и неожиданным. В 1961 году И. Кудинов публикует повесть «Био графия без начала». Она имела успех, была перепечатана из альманаха «Алтай» в жур нале «Юность» (1962). Повесть привлекала тем, что в ее центре стоял паренек со сложной биографией детдомовца, попавше го в лапы «Жаков» из преступного мира. 158 Процесс постижения героем правды рабо чей среды, в которой он оказался, исследу- ется писателем, хотя само художественное обоснование этого процесса носило схема тический характер. От того момента, когда Генка Воронков «делает первый шаг» в «нераскрытую еще книгу» под названием «жизнь», и до того, как гулы стройки зазву чат для него «как песня, как неповторимая мелодия», событий оказалось маловато, чтобы убедиться в естественности происхо дящего в душе героя; переходы от одного состояния в другое были, так сказать, пред определены. Новому содержанию недоста вало живописности и психологической глу бины, да и весь строй повести, ее стиль не был выработанным самостоятельно в соот ветствии с замыслом. Тем не менее это можно считать победой, так как был до стигнут некий общий уровень текущей «мо лодежной литературы», как тогда выража лись, без которого дальнейшее движение писателя могло бы не состояться... Какое-то время И. Кудинова подхватила инерция первого успеха. Он пишет новую, в чем-то похожую повесть, перелицовывает два коротких рассказа — «Открытие» и «Костер у дороги» — в произведения более объемные, но принципиально ничем не примечательные, пока не прорвется к своей теме — к деревне — и не будет писать о ней «без преувеличений и вымыслов», то есть правду, самим постигнутую. Так рож дался рассказ «Туески», так появились рас сказы «Бухон», «Белая картошка», «Икона» и повесть «Федькин воз» («На земле»), В шестидесятые годы литература начала интенсивно пополняться книгами о военном детстве. В поэзии тема зазвучала чуть-чуть раньше, в прозе — с обретением зрелости писателей этого поколения. Если взять луч шие произведения этого ряда, то они, как правило, связаны со стремлением авторов проникнуть в глубины народного сознания и нравственности. Для И. Кудинова переход к новой теме стал переходом к подлинной писательской самостоятельности. В чем она проявлялась? В непридуманности сюжета, в естественности интонации, в иной и, пожа луй, новой для него стилистике. Очень эф фектно звучит, что в руках Насти вместо кораллового оказался обыкновенный камень в прямом и переносном смысле (на этом дер жится сюжет повести «Коралловый ка мень»), но это не вызывает у читателя от ветных эмоций, так как ощущіется искусст венность, запрограммированность всего хода повествования, что определило и стиль пове сти, и характер Насти, в сущности морали заторский. С первой любовью Настя расста лась на «законном основании», а «замеча тельному парню» Славке Курилову на его признание ответить «да» не могла, «потому что это было-бы неправдой». «Славка снял очки, будто стараясь получ ше рассмотреть Настю, тонкая морщинка пересекла его лоб. Он ничего не сказал. Надел очки, повернулся и пошел. Даже ни разу не оглянулся. Автобус, прошуршав по асфальту, увез в окнах осколки солнца». Последняя фраза предполагала подтекст, но он исчез, поразив нас своей красивостью. Сама интонация заключения повести есть не более как желание облегчить драму, происшедшую с ее героями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2