Сибирские огни, 1982, № 2

Н. Яновский РОМАНЫ И ПОВЕСТИ ИВАНА КУДИНОВА Становление любого художника всегда индивидуально. Оно неповторимо, как не­ повторимо истинное дарование. Имеет значение и сам контекст истории, то есть живые связи писателя с прошлым и настоящим литературы, вообще культуры и не только оте­ чественной. Это и усвоение традиций мировой классики, и пристрастие к каким-то явлениям искусства современности, и мощное давление происходящих в мире событий. Видимо, вопрос о влияниях на художника во много раз сложнее, чем иногда представ­ ляется, учитывая, что, собственно, нет деятелей искусства, начинавших свой творче­ ский путь без какого-либо влияния. Другое дело, как оно конкретно проявляется, что за ним у человека в данный момент стоит— эпигонство или творчество, погоня за мо­ дой или поиск своего лица, следование за манерой облюбованного учителя или привер­ женность направлению — в языке, в стиле, в содержании... В годы, когда начинал И. Кудинов, появилась литература о городских мальчиках, которые оказались разочарованными, потому что реальная жизнь опрокинула их школьные представления о мире, и они оделись в тогу ниспровергателей. Шуму вокруг них было много, но довольно быстро такая литература сошла на нет. Одновременно существовала и день ото дня росла другая, активно действенная литература. Нередко она была тоже о молодежи, но ищущей, пытливой, уже работающей в колхозах и сов­ хозах, на заводах и стройках... г Проза И. Кудинова с самого начала была аналитичной, и следовал он в том реа- листическом направлении, в каком работали разные писатели от В. Овечкина до С. Ан­ тонова... Дело в этом случае не в именах, близких или далеких молодому автору, а в том потоке лучшего в нашей литературе, в который он с годами вписывался все проч­ ней и органичней. Влияла и мода, но преобладало стремление наити самого себя. Уже в первой книге «Цветы на камнях» (1961) можно было выделить много обе­ щавший рассказ «Туески». Позднее несколько измененный, ^ он сохраняется до сих пор в активе писателя, так как главное в нем — сріновняя любовь к родной деревне, лю­ бовь, выраженная с большой чуткостью и тактом. Трудно забыть мать из этого расска­ за как она пишет письмо сыну «корявым, неровным почерком», как мечтает хоть раз собрать всех под одну крышу, как отказывается переезжать к детям из привычного и дорогого ей места. А как естественно прост дед Савушка с его сказками и туесками, которыми он одаривал детей из года в год. Наконец, интересен и сам рассказчик с его чувством расставания с этим теперь уже неповторимым миром. Туески оставил дед Са- вушка в наследство детям и внукам — многих научил их делать. А вот сказка никому не далась. , — Сказка, видать, душевное дело, редкостное, из рук в руки не передашь,— го­ ворит мать,, а под текстом звучит иное, более глубокое и трудно переносимое: грядет исчезновение непосредственно бытующей сказки, ныне, как известно, господствуют кни­ ги, кино, телевизоры... В этой же первой книге мы увидели и выдающегося русского живописца И. шиш­ кина, и талантливейшего алтайского художника Г. Гуркина. Рассказы о них непритя­ зательны, но ощутима увлеченность автора этими художниками, проявилось стремле­ ние вглядеться в наше прошлое, понять его, взять от него лучшее. Так: наметились у писателя две темы: одна — современная, преимущественно деревенская, другая — историческая, преимущественно связанная так или иначе с Сибирью. | тайского края, где его отец, Павел Сергеевич, был первым председателем первого колхоза. Среднюю школу И. Кудинов окончил в се- Иван' Павлович Кудинов родился 19 ян- ле Повалиха того же края и в 1951 году варя 1932 года в селе Красные Орлы Ал- перебрался в Барнаул, поступив сверлов- 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2