Сибирские огни, 1982, № 2
противопоставление, разве не отношением ' к труду определяется при социализме че ловеческая ценность? Без всякого сочув ствия к героям романа писал критик о мо золях, что не сходят с рук Михаила, Лизы, Петра Житова. А ведь Житов — инвалид, вместо ноги у него деревяшка, да он по всем законам и вовсе мог не работать. А Лизка? Как не увидеть, что при адовой работе сердце ее не очерствело. Мало этого?.. Теперь уже вряд ли кто помнит имя кри тика, снисходительно заметившего, что «не которые из фактов и явлений, описанных в романе Ф. Абрамова («Пути и перепу тья».— А. Р .), имели место в жизни», а вся трилогия в 1975 году была отмечена Го сударственной премией СССР. Можно бы ло надеяться, что в дальнейшем критика станет исходить из реальных достоинств и недостатков (они есть, разумеется) абра- мовской прозы. Но вот в начале 1979 года появилась журнальная публикация романа «Дом», последнего из пряслинского цикла, ставшего теперь тетралогией. И все пошло сначала. Теперь уже «Дому» как бы отка зывали быть продолжением первых трех книг. Те три — и правдивые, и художествен ные, а эта... Слишком близко подошел ав тор к современности, что, очевидно, сму тило критиков. Может быть, Абрамов, говоря о северной I деревне 60-х — начала 70-х годов, не уви- { дел перемен в ней, может быть, не сказал, что на смену заботе о куске хлеба пришли заботы иные? Сказал. Но, оказывается, пи сатель не дает ответов на поставленные воп росы, оказывается, слишком пассивен глав ный герой — Михаил Пряслин. Что ответить этой критике? Что, действи тельно, духовный уровень героя вступил в противоречие с новыми задачами времени. Что Михаил не в силах понять родную сес тру, что не знает он, как сделать лучше жизнь свою и близких. Нет готовых рецеп тов и у писателя. Он против Таборского, против •Егорши, против иждивенческого от ношения к своему родному деревенскому и общему нашему дому. И в романе, и в статьях писатель говорит о бесхозяйствен ности, безразличии к делу, пьянстве как «национальном бедствии». Он видит реаль ные сложности обновления и сохранения народных духовных ценностей. Дело не в ответах на все случаи жизни, а в нрав ственной позиции писателя. Вот как она была определена Абрамовым еще в 1976 году на VI съезде писателей СССР: «...одна из главнейших задач совре менной литературы — предостеречь моло дежь от опасного душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими по колениями. И этот вопрос не узко моралисти ческий, не отвлеченный. Это вопрос вопро сов всего нашего бытия. И в него, в этот вопрос, в конечном счете, упирается подъем русского Нечерноземья...». В меру своих сил писатель способствует решению этой задачи. «Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей»,— эти слова отно сятся не к одним некрасовским временам. Абрамов хочет, чтобы его земляки жили лучше, духовнее, не «хлебом единым», ему чужды тенденции омещанивания,. в равной мере коснувшиеся и города и села. И писа тель теперь думает о тех, кто сумеет сде лать иной деревенскую жизнь. Это не Вик тор Нетесов, который слишком механисти чен, даже не Михаил, положивший свои си лы в войну и после войны. Похоже, автор связывает свои надежды с дочерью Миха ила Верой, с ее поколением. Недаром так льнет Вера к своей тетке Лизе, недаром именно Вера говорит отцу: «Договоримся, подлецов не защищать». Иной читатель спросит: стоило ли вспо минать о критиках Абрамова, если очевид на их неправота? Скажем так. Во-первых, не очевидна, ибо звучит до последного вре мени. Во-вторых, не забудем, что с подоб ной критикой встречались и другие писа тели, правдиво изображавшие деревенскую жизнь. И Леонид Иванов, которого назы вали «травополыциком» за его выступления против повсеместного внедрения кукурузы, и Александр Яшин, писавший о трудной жизни вологодского села в шестидесятые годы. О смысле таких напоминаний хорошо написал в книжке «Леонид Иванов» Н. Яновский: «Чтобы такие «истории» с дру гими Ивановыми не повторялись». Будем же с пристрастием и доброжелательством относиться к литературной работе, которая оплачивается всей жизнью художника. Ус лышим в словах Абрамова, сказанных на очередном съезде советских писателей, уже в июле 1981 года, не только ответ некото рым из своих критиков, но и заботу о всей нашей литературе, ее правдивости, подлин ной народности, отражении реальной жиз ни. В них писательское кредо: «Казалось бы, ясно, как божий день: подвиг человека, подвиг народа измеряется масштабом со деянного, мерой жертв и страданий, кото рые он приносит на алтарь победы. А у нас то и дело слышишь голос перепуганного перестраховщика: это сгущение красок, это очернительство, это снижение героического облика народа... Да чернят и унижают на род перестраховщики, лжедрузья, те, кото рые всякого рода ватными прокладками и обертками крутых спусков и поворотов ис тории обесценивают и умаляют народный подвиг!» Думая о жизни людей, которым он пос вятил свое творчество, писатель Абрамов хочет, чтобы жизнь его героев стала лучше. Поэтому он им не льстит, поэтому пекашин- ская история отражает существенное в истории народной. Роман «Дом» и такие рассказы писате ля, как «Из колена Аввакумова», убежда ют, что Абрамов ставит философские проб лемы, не только перед деревней стоящие. Как жить дальше, как строить отношения между людьми, как поставить НТР на служ бу человеку, а не допустить превращения человека в придаток машины и жизненных удобств? Это все не только вопросы, в них заключена авторская позиция. Есть такая писательская болезнь, кото рая приходит, порой, вместе с известностью: сытость. Профессионализм может расти, а. уровень творчества падает. Появляются инертность мышления, довольство собой. Написать «Дом» уже после признанной три логии, новые рассказы, не менее острые и проблемные, страстную публицистику 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2