Сибирские огни, 1982, № 2
вор и о собственных слабостях, даже про явлении малодушия, и о том, что сталось с семьей после смерти кормильца. Оказыва ется, мать впряглась в работу еще больше, и семью называли уже середняцкой. «В 32-м году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто как не я должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пяти летки? А меня не приняли. Не приняли по тому, что я был сыном середнячки, а в пя тилетку в первую очередь, за малостью мест, принимали детей бедняков и красных пар тизан. О, сколько слез, сколько мук, сколь ко отчаяния было тогда у меня, двенадца тилетнего ребенка». Почему вспомнилось это? Потому ли, что захотел автор пожа леть себя тогдашнего? Нет, для Абрамова главное сказать о человеке, утешавшем его, поддержавшем, о своей сельской учитель нице. Прямая ссылка в рассказе на факт свое^й биографии есть как бы докумен тальное подтверждение другого материа ла, ибо все, о чем пишет Абрамов,— о бра тьях и сестрах и о себе тоже,— все лично пережитое. Может быть, драма в душе ре бенка дала толчок к раннему повзросле- нию, к раздумьям о справедливости. Уже упомянутый выше рассказ — «О чем плачут лошади» — снова горькие и искрен ние,/ связанные, видимо, с возрастом, раз мышления о собственной жизни, воспоми нания о юных годах. «Я, отрезанный ло моть, студент университета, еще накану не войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то, как солн це, освещал всю жизнь нашей многодетной осиротевшей семьи. И даже война, даже война не вытравила во мне память о род ном коне». Нередко писатель в определенную пору обращается к воспоминаниям. Не все его мысли, опыт отражаются в художествен ных произведениях. Судя по рассказам Аб рамова, он ведет в них исповедальный раз говор, все больше и больше откровенно пишет и о себе самом. Это — и воспомина ния о своих пионерских годах, и о собы тиях дальнейших — органично в творче стве писателя. «Долго, годы и годы не был я в родных местах. И позади у меня пол- Европы, исхоженной в солдатских сапогах. И, казалось бы, что могло уцелеть во мне от того наивного и восторженного юнца, каким я отправлялся когда-то в большую жизнь из нашей лесной глухомани!». Абрамов, видно, хотел, чтобы и читатель его знал: о бедах народных говорит чело век, который многое и сам прошел, испы тал, и есть у него право так писать. Ведь факты и собственной биографии, и биогра фий иных (скажем, Подрезова, Лукашина, Евсея Мошкина) важны не только для раскрытия характеров персонажей, они от ражают время. Петр Житов назвал Кали ну Дунаева Эпохой. Так и говорил: «Эпо ха идет». Но разве Подрезов не историче ская фигура, разве в судьбе Лукашина не сказалось время, разве Мошкин просто от резанный ломоть — человек, стоящий где-то на обочине народной жизни, если двое его сыновей погибли на войне, а сам он, сколь ко мог, помогал людям?.. Множество существенных проблем — и частных, и общих, всенародных — поднима ет писатель, раскрывая мир своих героев, 154 их жизни. Уже сейчас можно утверждать: творчество Абрамова — художественное от ражение целой эпохи. Разумеется, всю эпо ху не может дать ни один художник. Иные грани жизни (непосредственно война, жизнь современного города) за пределами его по лотна, хотя, скажем, через войну прошел и он сам, и некоторые его герои, а многие с войны не пришли. Но ясно теперь: без писательского свидетельства Абрамова об лик целой эпохи окажется весьма непол ным, ибо пекашинская история, жизнь сво их земляков показаны писателем как часть истории народной. 4 Заметили Абрамова сразу. Были статьи о каждой из его книг, статьи, в основном, доброжелательные. Но, по крайней мере, трижды (если не считать еще и упреков давней—-1954 года — его критической ра боты о лакировочных тенденциях в дере венской прозе) критики проявили явное не желание понять писателя. О каждом из этих случаев не грех напомнить. В 1963 году, после появления очерковой повести «Вокруг да около», в которой пи сатель одним из первых прямо сказал о по ложении в Нечерноземье, ему пеняли: «Нет, это не правда жизни!» Абрамов с болью говорил о бедах своих земляков, а они, эти земляки, не без помощи журналистов учи ли писателя, что и как ему писать... Прош ло время, после некоторого перерыва очерк вновь стал включаться в книги Абрамова. И вот уже довелось прочитать о нем в од ном из предисловий: «В отрицательной оценке произведения, несомненно, сказа лись субъективистские и волюнтаристские тенденции». Критика должна была извлечь урок из этой истории, не спешить более со своими упреками писателю в незнании деревни и даже нелюбви к ней. Так казалось. В 1973 году вышла третья книга «Пряс- линых» — о пекашинской жизни конца со роковых — начала пятидесятых годов. И снова появилась та же критическая ар гументация: не знает, не понимает, не ви дит. Критик одного из журналов с цифра ми в руках «опровергал» Абрамова, прав да, оговорившись: «Понимаю, что цифры не самый удобный аргумент при анализе художественных произведений». Критик ут верждал, что писатель искажает действи тельность, поскольку в деревне, где жил сам критик (под Старой Руссой), дела шли иначе. Как будто Абрамов не знал своего Пинежья, писал не о родных местах, с ко торыми никогда не порывал. «Односторон нее отражение действительности послево енной советской деревни, естественно, вы двинуло и соответствующие «типические ха рактеры». Мы не находим среди положи тельных героев тех активных, устремлен ных в будущее натур, которые реально представляли колхозное крестьянство, тво рили социальный прогресс деревни». «В ху дожественной лжи» обвинялся писатель, в том, что его герои лишь работать могут по старой крестьянской привычке, но не «тво рить прогресс». Но разве правомерно такое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2