Сибирские огни, 1982, № 2
3 Художник социальный, затрагивающий острые современные проблемы, проигрыва ет (или выигрывает) при критических раз борах, поскольку его книги дают толчок к выводам публицистическим. Исчезают, от ходят на второй план оценки эстетические. Между тем, следует говорить о проблема тике, нашедшей свое художественное ре шение. Мастерство Абрамова проявилось в умении дать характер, облик, язык персо нажей, историю всей жизни человека. В этом смысле одной из вершин творчества писа теля остается повесть «Пелагея». К тем ге роям, о которых шла речь, можно доба вить еще десятки индивидуально очерчен ных персонажей как в романе, так и в по вестях и рассказах. Автор статьи об Абра мове неизбежно пропустит кого-либо из ге роев, наделенных индивидуальными черта ми. Тут и Петр Житов, инвалид войны, со своими острыми словечками; и немного словный Илья Нетесов, кузнец, потерявший и дочь, и жену; и Марфа РепиШная, всю жизнь не знавшая любви со своим худо сочным, болезненным Митрием, взявшим ее за... коробку соли в голодном двадцатом году; и районный служащий уполномочен ный Ганичев, на котором — налоги, займы, хлебозаготовки. Абрамов богат и щедр, за ікаждым из этих персонажей целый мир. Не говорим уже о Михаиле Пряслине, ко торому отданы авторские симпатии, чей путь освещен наиболее подробно, Прясли не, открытом всеми своими сторонами — и увлечениями, и ошибками, и нравствен ной силой. Александр Твардовский, печатавший три логию на страницах редактируемого им журнала, писал автору: «Книга населена столькими прекрасными по живости и на туральности своей людьми, судьба которых не может не волновать читателя». А. Твар довский прежде всего отмечал среди этих людей Лизку. Но одной из самых значительных фигур во всем творчестве писателя также пред ставляется Егорша Суханов-Ставров. Чем же интересна эта отнюдь не идеальная лич ность? Тем, что в отличие от некоторых традиционных образов (того же Михаила, той же Варвары) Егорша — фигура новая в нашей литературе. Этот обаятельный при способленец — не какой-либо «пережиток», его «достоинства» не спишешь на счет про шлого. Ловкий демагог, он прекрасно ис пользует некоторые слабости нашей пропа ганды, в его устах то и дело звучит фра зеология данной минуты («...Лесной фронт. Комсомол... Да мало ли чего можно наво ротить».) У Егорши свои представления о жизни: где, что урвать, да при этом быть в почете. Пусть другие вкалывают почти бес платно на лесоповале или севе, он выпра вит справку, станет механизатором — и вот уже районная газета славит Ставрова. Он — антипод своего бывшего дружка Ми хаила. Жить, как Егорша, Пряслин не хочет и не может, но и понять, как тому все уда ется,— не в силах. Егорша делает меньше других, а получает больше. При его ловко сти ему бы еще культуры и образования — смотришь, такой Егорша и карьеру сдела ет. Но больших целей, кроме наступления на «женском фронте», он себе не ставит, и жизнь, в конце концов, проигрывает. Но ведь и Михаил в его глазах достиг немно гого. Доброе имя для Егорши — звук пу стой, он — тип, который в иных обстоятель ствах проявит еще большую жестокость, чем проявил в отношении к своей жене Лиз ке. Егорша — бесспорное художественное открытие Абрамова. Спор Егорши с Михаилом не из-за каких- то случайных обид. Здесь сталкиваются два взгляда на жизнь. Только ли для себя жи вет человек? Или есть люди, за которых он в ответе перед своей совестью? Для Миха ила это не абстрактный вопрос, он глава семьи, ему думать о родных. И еще о сво ем Пекашине, этой деревне, реке, земле. «Уродилось — не уродилось на полях — твое дело маленькое. Пайка тебе обеспечена». Такова философия Егорши, так уговарива ет он Михаила, прельщая выгодами ухода из колхоза. Весь накал творчества Абрамова, все его напоминания о трудностях деревенской жиз ни продиктованы одним: ему не все равно. Не все равно — уродилось или не уроди лось, учатся или не учатся деревенские де ти так же, как городские, могут ли Миха ил, Лизка, Анфиса раскрыть свои возмо жности и просто по-человечески быть сча стливыми. Эта способность сопереживания и сделала Абрамова писателем. И эта же способность позволила увидеть, что Егор ша — отрицание всего важного и для Миха ила, и для автора. Вот здесь, пожалуй, пора остановиться на еще одном Герое, который не скрывает своей влюбленности в Север, его людей и природу, герое, занимающем все большее место в произведениях писателя. Речь идет о самом авторе,' но не о тех случаях, когда он выходит на прямой разговор с читате лем в публицистике. Я говорю о рассказах, где все чаще звучит лирический авторский монолог, где1отмечаются вехи собственной биографии. И раньше не оставалось у чи тателя сомнений в том, что автор — из се верной крестьянской семьи, и пишет он о родном крае. И все же было такое, чего не мог Абрамов передоверить своим персона жам, даже условному рассказчику. Теперь автор говорит от себя, и уже другие персо нажи называют его писателем. В рассказах «Могила на крутояре», «Слон голубогла зый», «О чем плачут лошади», не говоря уже о цикле «Трава-мурава», очень корот ким оказывается расстояние, между писа телем и читателем, повествование ведется не только через себя, но, зачастую, о себе, После этих рассказов поучительно вновь перечитать тетралогию: видишь, как связа ны судьбы писателя и его героев. «Помню деревенское кладбище в жарком сосняке за болотом. Помню мать, судорожно обхва тившую песчаный холмик с зеленой щетин кой ячменя. Помню покосившийся деревян ный столбик с позеленевшим медным распя тием и косыми крестами вместо букв...». В переводе на язык документа эти строки из рассказа «Могила на крутояре» сообщи ли читателю о том, что Абрамов родился в крестьянской семье, что отец умер рано, мать была безграмотна и ей одной при шлось поднимать многодетную семью. В рас сказе «Слон голубоглазый» снова автор вы ходит на сцену, ведет откровенный разго- 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2