Сибирские огни, 1982, № 2
іоман тетралогии посвящен военному вре- іени. Но и дальше, вплоть до четвертой ;ниги, отсвет войны остается в сознании івтора и в мыслях его героев. Вместе с Низкой, вместе с нынешними старухами іумает со смешанными чувствами и чита тель о давней уже поре. «Не приведи бог еще раз пережить голод, который они пе режили в войну и после войны, не приведи бог, чтобы еще раз вернулись те страшные времена, когда ребята всю зиму, сбившись в кучу, отсиживались на печи. И все-таки, все-таки... Никогда у них, Пряслиных, не было столько счастья и радости, как в те далекие, незабываемые дни...». Теперь это іажется странным, теперь слова о счастье в сочетании с войной, голодом, блокадой порой представляются чуть ли не кощун ством. Но вот свидетельство Ольги Берг гольц: В грязи, во мраке, в голоде, в печали, Где смерть, как тень, тащилась по пятам, Такими мы счастливыми бывали, Такой свободой бурною дышали, Что внуки позавидовали б нам. Когда историки будущего захотят отве тить на вопрос о «русском чуде», о причи нах и истоках нашей победы (вопреки все му), они учтут и эти свидетельства отече ственной литературы. Выше приведены бы ли мысли Лизки Пряслиной. И вот уже ее голос сливается с авторским. «Но только и она одна со сладким замиранием серд- а ворошила в своей памяти то далекое прошлое? А старухи, вдовы солдатские, бе долаги старые, из которых еще и поныне выходит война? Уж их-то, кажись, от одно го поворота головы назад должно бросать в дрожь и немочь. Тундру сами и дети го дами ели, похоронки получали, налоги и займы платили, работали от зари до зари, раздетые, разутые... А ну-ко, прислушайтесь к ним, когда соберутся вместеі О чем гово рят, толкуют? О чем чаще вспоминают? А о том, как жили да робили в войну и после войны...». В самом публицистическом из романов пряслинского цикла — «Доме» — звучат эти слова. И они определяют содержание пер вых трех книг-— «о том, как жили да роби ли в войну и после войны». Но в словах этих также ответ — почему литература на ша на протяжении десятилетий возвраща ется к военной теме и вот уже в произве дениях В. Распутина («Живи и помни») и В. Кондратьева («Сашка») ставит на этом материале непреходящие нравственные про блемы. Показывая, как определены событиями войны судьбы героев тетралогии, раскрывая связь дня сегодняшнего со вчерашним, Аб рамов проявляет историзм мышления. Он как бы повторяет за А. Твардовским: «Мы знаем те и эти годы и равно им принадле жим...». А уж коли так, то естественно и возвращение к еще более ранней поре — и к двадцатым, и к тридцатым годам. Главы из «жития Евдокии-великомученицы»', исто рия жизни старого большевика Калины Ду наева — не просто вставная новелла, это часть нашей истории, где трагизм и герои ка слились. Вместе со старухой-женой под водит Калина итоги своей жизни. В ней и борьба за Советскую власть в гражданскую войну, и неудачный опыт коммун, и стро борьба с басмачами («Поедем, Дуня, кир гизам Советскую власть ставить».) На себя Калина смотрит будто со стороны — видит и перехлесты и заблуждения. Разве в пору было думать ему о жене и сыне, когда у не го одна мечта — социализм. Кристальная честность и безразличие к быту, прямоли нейность и максимализм — все это в харак тере Калины и в духе времени, Калина и в беде своей никого винить не хочет, он и сам действовал без оглядки. «Трудно теперь это понять», «В смысле практическом... дей ствительно, был допущен некоторый недо смотр». Это говорит Калина Иванович, ко торый в голодную пору потоптал «буржуй скую еду», принесенную Евдокией мужу и сыну. В таком изображении судьбы Кали ны глубокое чувство историзма, стремление к «правде сущей, как бы ни была горька». И обращается автор к сравнительно неда вней истории для понимания настоящего. Ведь в сознании людей сегодняшних, в соз нании героев «Дома» живет и опыт Кали ны, и опыт Лукашина, пекашинского пред седателя, пострадавшего уже в сороковые годы, и сложный опыт колхозной деревни, начиная с тридцатых годов. Федора Абрамова беспокоит небрежение нынешней молодежи историческим опытом. Сын Анфисы Родька прямо называет рас сказы о том, как трудились в войну,— «политинформацией». «Да ведь эти политин формации — наша жизнь!» — в сердцах воз ражает ему Лизка. Писатель не хочет, что бы так же воспринимались и другие страни цы пекашинской и общенародной истории. Он знает: слова «Никто не забыт, ничто не забыто» относятся не к одной войне, и хочет, чтобы современный читатель ощутил связь времен. Историзм Абрамова проявляется в пове дении героев, соответствующем своему вре мени. Так, Михаил Пряслин не доверяет Тимофею Лобанову и посылает больного на лесосеку, поскольку помнит, что Тимо фей был в плену. Теперь каждый знает, сколько наших людей прошло через плен, сохранив честь. Но тогда было иначе, и это общее отношение к бывшему пленному про явил Пряслин, казнивший себя потом за смерть Тимофея. Историзм пряслинского цикла виден во многих характеристиках ге роев. Куда как просто было бы задним чи слом распекать секретаря райкома Подре- зова. Но Абрамов показывает и его силу, организаторские способности, умение вести за собой людей. Конечно, Подрезов — хозя ин, он подчиняет людей своей воле, он все властен в районе, выдвинут своим време нем и служит ему. В одном из. многих исповедальных рас сказов, раскрывающих биографию героя (эти исповеди рассчитаны на собеседника и, глав ное, на читателя), Подрезов говорит Лука шину: «В восемнадцать лет председатель сельсовета — ну-ко, поставь нынешнего со сунка на такое дело! В двадцать председа тель коммуны. Потом дальше — больше. Первая пятилетка, коллективизация — вся жизнь на дыбы..,». Подрезов, как видно, чувствует свою причастность к истории./ В романе «Дом» —Подрезов давно уже «бывший», доживающий свой век, разби тый параличом, рано постаревший мужчи на. Но даже его последние шаги — строи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2