Сибирские огни, 1982, № 2
женскую суть в деревне без мужиков. Бабья тоска кидала в случайные объятия, а порой меняла сложившиеся за века от ношения полов. Для понимания трагедии нашего века не меньше, чем произведения, непосредственно рассказывающие о войне, дает рассказ «Поля, открой глаза», в кото ром героиня раскрывает лишь краешек сво ей судьбы... Тридцать лет от роду Польке, нормальная женщина, не какая-нибудь уро дина или болящая, идет на поклон к безот казному Ваньке, чтобы он «осчастливил ее». Идет, преодолевая и страх, и неприязнь, и стыд. Ничего подобного этой правдивой и горькой истории не приходилось читать. Аб рамов излагает спокойный рассказ героини, уже поставившей на себе крест, говорит о моральных потерях, какие несли женщинам и война и другие невзгоды, повыбившие сильный пол. Абрамов не льстит своим героиням. Он знает цену непутевой Дунярке, первой Мишкиной зазнобе; он видит женскую «ак тивность» Варвары, неожиданно для себя узнавшей глубокое чувство; он беспоща ден к хищнице (одновременно и жертве) Нюрке Яковлевой — одной из многочислен ных Егоршиных «жен». Всем 'сестрам — по серьгам. Но автор видит, что сама дерев ня —лучший судья людям, их поступкам. Видит, как в беде' проявляются лучшие людские качества. Меньше всего произведения Абрамова поддаются школьному разбору «по обра зам». Это живые люди, которых не разло жишь по полочкам, они живут и действуют по внутреннему своему убеждению. При всех чертах, их сближающих, онр всяк на свое лицо и в своей манере. Но и среди бо гатых натур выделяется «безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьян ка» Мелентьевна. Из рассказов самой ста рухи, ее невестки, из наблюдений автора вырастает фигура поистине эпическая. В свои 76 лет Василиса Мелентьевна не просто доживает свой век, она остается ну жной другим. Уж какие бури ее ломали, было от чего ожесточиться. И замуж «вы толкали» в чужую деревню «из-за шубы да из-за шали» — без них посулили взять девицу сваты из Пижмы,— прельстили от ца. И ревнивец муж стрелял в 'нее — едва не убил в первую же ночь, а потом десять лет не выпускал из дому, и двух сынов не дождалась с войны, и любимица дочь, не выдержав позора, наложила на себя руки. Казалось, согнется, незаметно проживет свой век. Но почему же свекор принародно благодарил ее в трудную для себя минуту, почему так ждут ее приезда в семье сына? Потому что Мелентьевна — богатая от при роды натура. Это она заставила пижемцев расчищать землю от леса и сеять хлеб, это она, приехав погостить на неделю, ходит многие километры, уже через силу, чтобы запасти грибов своим близким. И она же, Мелентьевна, уже заболев, спешит вернуть ся к внучке-школьнице, которой «дала сло во». Выслушав всю историю жизни Мелен- тьевны, увидев ее в трудах, автор делает вывод, к которому уже подвел читателя: «Нет, не только своей кротостью и вели ким терпением, но и своей твердостью, сво им кремневым характером» покорила она здешних мужиков. Автор любуется не про сто деревянными конями на избах, но ду' 150 что кони вскормлены Василисой Мелентьев- ной, и в этих словах дань уважения рус. ской женщине, которая «зачастую сама го лодная, раздетая и разутая, кормила и оде- вала всю страну». Федор Абрамов говорил не один раз о причинах такого большого писательского (не только своего) внимания к образу крестьянской женщины, «несшей свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей». Уже повторе ние этого вроде бы очевидного факта со держало полемику. Писатель как бы отве чал критикам, не понявшим причин столь больших достижений деревенской прозы и, в частности, достижений, связанных с ма стерским проникновением в женский харак тер. «Так что же удивительного,— писал Абрамов,— что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой заслонила собой других персонажей? Нет, не идеализация это патриархальщины, не пресловутая тоска по уходящей избяной Руси, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность». Внимательно приглядывается Абрамов к племени «младому, незнакомому». Что несет оно с собой, кто наследует не только старшему, но уже и среднему поколению, тоже хлебнувшему войны? Оторвалась от деревни Татьяна Пряслина, «по-современно му» живет дочь Пелагеи Алька, уже нашед шая покупателей материнского дома. Но вот в последнем романе появляется пов зрослевшая дочь Михаила Вера — и звучат иные интонации. Недаром с именем Вера связывают обычно и другое — Надежда... Если бы ничего не было в книгах Абрамо ва, кроме галереи женских образов, и тогда он обеспечил бы себе место в русской ли тературе. Но эти образы вписаны во вре мя, определены им и объясняют его. Пси хологизм абрамовских героев проникнут историзмом, стремлением показать через эти образы различные грани времени. 2 Одна из первых рецензий на прозу Абра мова называлась «На войне как на войне». Действительно, хотя в романе «Братья и сестры» — первой книге цикла — нет фрон та, нет боевых действий, без них трудно теперь представить картину военной жизни народа. Вместе с лучшими книгами В. Бы кова, Б. Васильева, К. Симонова, Ю. Бон дарева, Г. Бакланова, Д. Гусарова художе ственное свидетельство Абрамова позволя ет понять меру народных страданий и ве личие подвига людей. Документальный фильм Р. Кармена «Великая Отечествен ная» шел за рубежом под названием «Неизвестная война на Востоке». Такой не известной войной до конца пятидесятых оставался для многих и подвиг нашего ты ла — баб, стариков, подростков, делавших, казалось, невозможное. Сам Федор Абрамов воевал, был ранен, лежал в блокадном ле нинградском госпитале. И все-таки даже эти картины заслонила для него военная страда — то, что увидел он летом сорок второго на родном Пинежье. Только первый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2