Сибирские огни, 1982, № 2

О кон чательн о ли? В силах ли годы и н е­ дуги свернуть ак тер а с пути искусства?.. Еще в 1948 году он о р ган и зо вал при то м ск о м Д о м е учены х к р уж о к ху дож ест­ венной сам о д еятел ьн о сти . Т еперь ветеран сцены отдавал ем у все силы. О н и ж ил тут ж е, в одн ой из ком н ат п ол у п о двал ьн о го этаж а, наполовину заб и в е е книгами своей зн ам ен и той библиотеки. В своей б есп о к о й ­ ной и н еустроенн ой , п р ош едш ей в б ес к о ­ нечных странствиях ж изни, он так и не успел о б завести сь сем ьей . В скоре во згл авл яем ы й им к руж ок за в о е ­ вал звани е Н ар о д н о го театра. О дн а из са­ м о д еятел ьн ы х артисток этого театра, Татья­ на А л ексан д р о вн а К азачкова, вспом инает: «Р еж и ссер о м В ладим ир В ладимирович бьіл вели колеп ны м . П ьесу всегда читал сам, давал п о д р о б н ую характеристику о б р азо в и никогда не п оказы вал нам, как н адо иг­ рать, а давал во зм ож н о сть сам им найти нуж ны е штрихи. И если ем у что-то не н ра­ вилось, очень тактично говорил с нами, что это за герой и каким бы хотелось его ви­ деть. К нам он относился с бо льш им тактом и очень ценил, что мы п о сл е бо л ьш о го тру­ д о в о го дн я приходили на реп ети ц и и и гото­ вы бы ли р еп ети р о вать и н огда всю ночь». Гардении находил в р ем я п ом огать и ар­ м ей ско й худож ествен н ой сам о деятел ьн о сти , о чем сви детельствует х р ан ящ аяся в его бум агах Грам ота от к о м ан д ую щ его вой ска­ м и З ап ад н о -С и б и р ск о го во ен н о го округа. И, кон ечн о, м н ого зан и м ал ся лекционной рабо то й , ко то р ую очен ь лю бил. В о бщ ест­ ве «Знание» он со сто ял с п ер во го дня его основания. В 1952 году областной о тдел по д ел ам искусств, д р ам теат р и д р у ги е органи зац и и то р ж ествен н о отм етили 70-летие и 45-летие сц ен и ческой деятел ьн о сти В ладим ира Вла­ ди м и р о ви ча Г арденина. В этот ден ь его вос­ питанники — артисты Н ар о д н о го театра Д о м а учены х — в пятидесяты й р а з поста­ вили пьесу А. Я кобсона «Д ва лагер я» . Че­ р е з три го д а Г ардении п ер еех ал в Москву, в Д о м ветер ан о в сцены ... В 1974 году, будучи в Т ом ске, я заш ел в Д о м ученых. К огда ск азал о ц ели сво его п осещ ен и я, м ен я окруж и ли н еско л ько се­ ды х м уж чин и ж енщ ин пен си он н ого в о зр а ­ ста и н ап ер еб о й начали рассказы вать о Гарденине. О к азал о сь, это бы ли артисты Н ар о д н о го театра. Они п овели м ен я вниз, в полуп одвал, гд е в одн ой из ком н ат были о б о р у д о в ан ы стенды по истории их театра состоявш и е в о сн о вн о м из ф о то гр аф и й различны х постановок. Я насчитал четы р­ надцать пьес, поставленны х Гардениным . — С о верш ен н о в ер н о ,— п одтверди ли м ои со б есед н и к и ,— А пятнадцатую он не успел до вести д о конца. Ее мы заканчивали с новы м р еж и ссер о м И ваном Г ри горьеви ­ чем К алабуховым . Но он п р о бы л у нас н е­ до л го , тож е уехал в М осковский д о м вете­ ран ов сцены и там в ск о р е ум ер . Тоже очень интересны й бы л старичок. Н е слыш а­ ли о таком? Как не слыш атьі Вот где, оказы вается, п ер есек л и сь в п оследн и й р а з тво р ч еск и е пути стары х др у зей -о д н о к аш н и к о в, учени­ ков С таниславского... — Если б у д е те в М оскве, о б я зател ьн о зай д и те к В ладим иру В ладим ировичу и п е­ р ед а й т е от все* нас низкий пок/юн. Знаете, к о гд а мы с ним начинали наш театр, то д у ­ м али, что это так, ш уточки, скуки ради А теп ер ь ж изни б е з н его не представляем! Пусть мы н е бо г весть как и е артисты , нд жить б е з сцены не м о ж ем . А во всем Он виноваті... 9 О сен ью того ж е го д а м н е и на само* д е л е д о в ел о сь побы вать в М оскве и ветре, титься с ч ел о в ек о м , по сл ед а м к о торого і так д о л го ш ел. Д о м ветер ан о в сцены н аходится у кром. ки И зм ай л о вско го парка, в о д н о м и з самьц красивы х и спокойны х уголков столицы. Г оворят, по сво ем у устройству и обслужи­ ванию он один из лучш их в стран е. Мен» п роводи ли ш и роким и светлы м коридором к к о м н ате № 99 (у к аж д о го ж и льц а здесь своя ком ната). Н ек о то р о е в р ем я я стоял п е р е д д в ер ью , пы таясь с о б р а ть ся с мысля- ми и успокоиться. Н е каж ды й ден ь прихо­ дится встр ечаться с со вр ем ен н и к ам и Льв» Т олстого и Ч ехова, С тан и славского и Ко- м и ссар ж евск о й . Н акон ец постучал. — В ойдите,— п ослыш ался и з-за двери негром ки й старчески й голос. П ер во е, что б р о си л о сь в гл аза е щ е с по­ рога, это книги, книги, книги — в шкафу, на п о д о к о н н и к е и д а ж е на акку р атн о засте­ ленной кровати. И е щ е — п ож ел тевш и е от вр ем ен и п о р тр еты на стенах, сделан н ы е, ка­ ж ется, к ар ан д аш о м : С таниславский, Шал», пин, Пушкин... И з-за стола, о тлож и в книгу, п о д н ял ся ис­ суш енный го д ам и стари к в сер о й домашней б л у зе, застегн утой на все пуговицы . Был он ср е д н е го р о ста, чуть сутулый, с широ­ ким, м орщ и н и сты м , цвета стар о го перга­ м ен та, чисто вы бриты м ли ц ом , со старо­ м о д н ы м п ен сн е на кр у п н о м п р я м о м носу, с блестевш им и с е р е б р о м р ед ен ь к и м и воло­ сам и, зач есан н ы м и на б о к о во й п р о б о р во­ л о со к к волоску. У знав, кто я и откуда, В ладим ир Влади­ м и рови ч зау л ы б ал ся всем и морщинами, выш ел и з-за стола, протянул сухую , креп­ кую е щ е руку с длинны м и, красивым* п альцам и, п р ед л о ж и л р а зд е т ь с я . Заметив, что я р азгл яд ы в аю п о р тр еты на стенах, пояснил с улы бкой: — У влечен и е м о л о д о сти . О д н о в р ем я да­ ж е реш ал, на чем остан ови ться, какая про­ ф есси я м е н е е го л о д н ая: ж ивопись или те- атр... Д авай те-к а м ы с вам и чайку попьем. Я пы тался о тказаться, но он уж е вынимал из ш каф чи ка чаш ки и сахарницу, включил плитку, п р ед в а р и т ел ьн о заглян ув в стояв­ ший на ней чайник. Вы о тк азы ваетесь потом у, что не зна­ ете м о его чая. У нас в Д о м е, ко гд а хотя! похвалить чай, го во р ят: «Как у Гарденина». Я всегда сам его покупать езж у , ником у не д о в ер я ю . В некоторы х м агази н ах он лежит вм есте с м ы л о м и сел ед к о й . Это уж е не чай. Д а и завари вать его — искусство. Чай, дей стви тельн о, о к аза л с я необыкно­ вен н ого вкуса и ар о м ата. П ри хлебы вая по глоточку, В ладим ир В ладим ирович не спеша рассп р аш и вал о Бийске, Т ом ске. С интере­ сом слуш ал, но его вы светлен ны е ста­ ростью гл аза см о тр ел и грустн овато Види­ м о, экскурси я в д ал ек у ю м о л о д о сть прино­ сила ем у не только радо сть... Н адо бы п ер ем ен и ть тем у р а зг о в о р а , у м ен я их 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2