Сибирские огни, 1982, № 2
ты сячам и эвакуированны х ж енщ ин, детей, стариков. В о д н о м из эш елонов приехал из Мин ска П ервы й Белорусский о р д ен а Т рудового К расного Зн ам ен и Г осударственны й д р а м атический театр. В то су р о во е лето в С ибирь были эвакуи рованы м н оги е театры М осквы , Л енинграда, Киева, Минска . и других го р о д о в. В одну лишь Н овосибирскую область их прибы ло десять. М естны е театральны е коллекти вы гостеприим но уступили им свои сцены, а сам и вр ем ен н о п ер еб ази р о вал и сь в д р у гие го р о д а. Так, Т ом ском у театру п р ед л о ж ен о бы ло п ереехать в К ем ер о во и слиться там с го р о д ск и м театром . Х удож ественным р у к о во д и телем и главным р еж и ссер о м о б ъ еди н ен н о го театра назначался Гардении. При о тъ е зд е том ичи п ер едали б ел о р у сам не только зд ан и е, но и значительную часть им ущ ества. Тёх война застала на лет них гастролях, и они почти ничегЬ не успе ли вы везти из Минска. 3 августа коллектив Т ом ского театра по грузи лся со всем ск ар б о м в два классных вагона и поехал к новом у м есту работы . В ряд ли кто из них предп олагал тогда, что они покидаю т Томск навсегда и их театру отны не суж ден о стать К ем еровским . Боль ш инство, как многие, в те дни, считало, что война продлится, ну сам о е, бо л ьш ее, два- три м есяц а, и все станет на свои м еста... В К ем ер о во прибы ли 6Йавгуста. П ервое, что увидели, — закоп чен ны е корп уса кок сохим и ческого зав о д а, и звергавш его клубы разн о ц ветн о го ды м а, сквозь которы й св ер кали язы ки плам ени коксовы х батарей, словн о напом иная о войне. По сравнению с Т ом ском го р о д , хоть и насчитывал б о л ее ста пятидесяти тысяч ж ителей, вы глядел больш ой дер евн ей . О дн оэтаж ны е н евзр ач ные дом иш ки с о го р о д ам и , стайками и ку чами н аво за во зл е них; каркасн о-засы п ны е бар аки первы х строителей коксохим а, а м еж д у ними — заб о л о чен н ы е пустыри с ям ам и и кучами строительного м усора. Лишь на нескольких улицах были п р о л о ж е ны досч аты е тротуары , по С оветской ходил трам вай . С реди сер о го м о р я одноэтаж ны х д о м о в си ротливо возвыш алось не б о л ее десятк а кирпичных многоэтаж ны х зданий. О дн им из них был Д в о р ец труда, в кото р о м р азм ещ ал ся го р о д ско й д р ам театр . На ходился он на отш ибе, и д о би р аться д о не го, о со бен н о в ненастную погоду, бы ло непросто. Томичи ск о р о убеди ли сь в этом на себ е. Галоши п риходилось п одвязы вать беч евкам и , чтобы не оставить их в вязкой глине. Уж е на следующ ий ден ь п осле п р и езд а Гардении со бр ал объеди н ен н ую труппу. П ер ед ним, как худож ественны м р уководи тел ем и главным р еж и ссер о м , стояла слож ная зад ач а — со зд ать в короткий срок м онолитны й творческий ан сам бль, о б ес п е чить бы стрый вы ход «продукции» — пьес вы сокого патриотического звучания, так необходимы х сейчас, в условиях военного врем ен и . У силенным тем п о м начались р е петиции. О дн о вр ем ен н о развер н у лась больш ая р або та со зр и телем . Артисты бы ли р асп р ед ел ен ы по зав о д ам и ф абри кам . Они рассказы вали трудящ и м ся о целях и зад ачах театра, р еп ер ту ар н о м плане, с о д е р ж ании готовящ ихся спектаклей. По городу зап естр ел и афиш и. 5 сен тября 1941 го д а театр откры л свой первый сезо н п ьесой Константина Симо- нова «П арень из н аш его го р о д а» в поста- новке В. В. Гарденина. Успех е е бы л огро- м ен. А ртист Т. Д о б р о тао р ск и й , игравший С ер гея Луконина, стал лю б и м ц ем города. Высокую оц ен ку к ем ер о вч ан получила иг ра артистов П. Х рам овских, Е. Т еррочиано и других. «У взволн ованн ого зр и те л я ,— писал кор- респ о н ден т газеты «К узбасс» И. П авлов,— п осле спектакля так о е впечатление, точно он слыш ал н е п росто р асск а з о м уж естве советских лю д ей — страстны х патриотов своей Родины, а вдохновенную песню опти мистов, влю бленны х а ж изнь!» В сен тяб р е театр выпустил ещ е д ва спек такля: «В степях Украины» А. Корнейчука и «Д ам а-н еви дим ка» К альдерон а. Кроме того, в шахтных и заво дски х клубах было поставлено сем ь вы ездны х сп ектаклей и д ан о ш естнадцать ко н ц ер то в в заводских цехах, госпиталях д л я ранены х воинов, м о билизационны х пунктах, ш ахтных раском ан дировках. Гарденин н ер ед к о сам выступал на этих кон ц ертах — как ведущ ий и как чтец -д еклам атор. Заслуж ен ны й • артист РСФСР П. Г. К нязев вспом инает: «За это вр ем я старик нисколько н е из м енился. В сегда подтянутый, в свеж ей со р очке, застегнутой на все пуговицы , тща тельн о разутю ж ен ны й , вы бритый, с седой головой и зач есо м на бо ко во й п р о б о р , к стар о м о д н о м пенсне, не сн им авш ем ся ни когда, ни при каких обстоятельствах, и по б лески вавш ем при к аж д о м п о во р о те голо вы. И ф о р м а работы осталась Преж ней. Ни когда не позволи т окри ка, не топнет ногой, не обр у гает исполнителя, а сп окой н о объ яснит его зад ачу на сц ен е. С р ед и всех слыл эрудитом , ходячей эн ц и клоп еди ей . Исклю чительная пам ять и начитанность служили ем у отлично и исправно. На лю бой вопрос давал исчерпы вающ ий ответ, и мы, бывало, слуш али его с разинуты м и ртами...» 7 В м аленький дер евян н ы й К ем ер о во в п ервы е м есяц ы войны бы ло эвакуировано сем ь зав о д о в и ф аб р и к . А го р о д , как уже сказан о, насчитывал всего с д есято к кир пичных зданий, из них ш колы бы ли уж е за няты под госпитали. В д е к а б р е 1941 года зд ан и е театр а бы ло п ер ед а н о прибывш ему из О р ех о во -З у ева зав о д у «Карболит». В зр и тельн о м зал е, гд е н едавн о ц ари ла бла гоговей н ая тишина, п р ер ы ваем ая лиш ь ру коплесканиям и, р азм ести л и сь многотонны е прессы . 3 ф ев р ал я 1942 года зав о д выдал уж е п ервую продукцию . А театр п ер евел и в кинотеатр «Москва». Теперь зд есь д о сем и часов веч ер а п оказы вали киноф ильм ы , п осле сем и — спектак ли. Н адо сказать, что н о во е пом ещ ение вп олн е устраи вало артистов. К том у Же, на ходилось оно, не в п р и м ер Д во р ц у труда, на бо й к о м м есте. П риш лось лишь увели чить сценическую площ адку. Г ород в те годы р о с не по дн ям , а по ча сам. Теперь зрительны й зал бы л всегда пе реп олн ен . Д а ж е п осле 12— 14-часового ра б о ч его дн я лю ди шли в театр. О н бы л им нуж ен. Военная о бстан овка п о д ск азал а еще 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2