Сибирские огни, 1982, № 2

сел о Быстрый Исток • А лтайского края, 21 м ар та 1968 г.» * * * Весной 1921 года, закончив с успехом га­ строли в Бийске, труппа вы ехала в Моск- скву. З д есь Гарденин был назначен худо­ ж ественны м р у к о во ди телем и главны м р е ­ ж и ссер о м в И ваново. С ледующ ий сезо н он р аб о тает в М оскве, в К расн оп ресн ен ском театр е. З атем его снова потянуло в Сибирь. В м ае 1923 года в Барнауле, в летнем го стеатр е А лтайского губполитпросвета, начинает гастроли «труппа драм атических и ком едийны х артистов» п од управлением П. Н. Г радского. Гарденин приглаш ен в труппу в качестве о ч е р ед н о го р еж и ссер а и вед ущ его актер а («героя-лю бовника»). Он играет м н ого и вдохновенно, п ри чем с о с о ­ бы м успехом — ком еди й н ы е роли. Теат­ ральны й р ец ен зен т газеты «Красный Ал­ тай» А. Н иж егородски й м н огократн о о тм е­ чает тем п ерам ен тн ую , яр кую , «выпуклую» игру артиста, внешний отблеск отделки ро л ей : прекрасн ую дикцию , богатую м им и ­ ку, красивы й и пластический ж ест. Хуже удаю тся ем у сер ь езн ы е роли, наприм ер, Р аскольникова в «П реступлении и н аказа­ нии». К сож ален ию , в погоне за «битковыми» сбо р ам и труппа, п р еж д е всего по вине П. Н. Г радского, наводняет р еп ер ту ар «сердцещ и п ательны м и » м ел о д р ам ам и с ко­ р о л ям и и принцами, легким и, а н ер ед к о пош лыми к о м ед и ям и -ф ар са м и в р о д е «Сы­ на четы рех отцов», «К он тролера спальных вагонов» и пр. Спектакли гонят каж дый ден ь, н еко то ры е пьесы приходится играть п о сл е одн ой -двух репетиций. Тут уж не до кайестваі В «О рлеан ской д еве» Ш иллера, как о тм ечает газета «Красный Алтай», «больш инство актеров погибли на стихах, к о то р ы е нужно знать наизусть». Слабым получился и такой ш ед евр драм атургии, как «Стакан воды » С криба. Лишь «игра Гарденина заставляла зрительны й зал вни­ м ательн о следить за исполнением ». С ло­ вом , тво р ч еская сторон а не м огла удов­ летворить Г арденина, и ученик С танислав­ ского не захотел прим ириться с этим. В сер ед и н е лета он оставляет Барнаул и у е з­ ж ает в Москву. Там н аби рает труппу, за ­ п асается п ьесам и и к осени во звращ ается в полю бивш ийся ем у Бийск. Зд есь 20 октябр я 1923 года в том ж е Н ародн ом д о м е (или, п о-новом у, в Р або­ чем д во р ц е) исторической д р ам о й А. К. Толстого «Ц арь Ф ед о р Иоаннович» труппа, во згл авл яем ая Гардениным , начинает зи м ­ ний театральны й сезон... 5 ' 22 июня 1924 года в газете «С оветская Сибирь» появилась статья «П ервая совет­ ская сибирская «Красный газ». (Тогда так говорили: киноф ильм а). В ней С ообщ алось: «Сибгоскино п р едп р и н ял о шаги к с о з­ данию сибирской ф ильмы . С ценарий с о з­ дается по повести В. З азу б р и н а «Скрепы ». Н ад сц ен ар и ем работаю т В. Зазубри н , зав- госкино М. К равков и р еж и ссер И. Калабу- 142 хов. И дея «К расного газа» такова: бо р ьба двух м и р о в — кр асн о го и б ел о го . Белы е в б о р ь б е п рим еняю т все достиж ен и я со в р е­ м енной техники, б ел ы е во о р уж ен ы д о зу­ бов. Красны е, стараясь не отстать в воору­ ж ении техническом , прим еняю т св о е о со ­ б о е ср ед ство — «Красный газ»: агитацию пропаганду. На экране, на ф о н е девствен н ой п р и р о ­ ды Сибири, п р о й дет б о р ь б а алтайских пар­ тизан с колчаковцам и, восстание рабочих в К узбассе, со ед и н ен и е с войскам и Крас­ ной Армии... Картина обещ ает, быть с е р ь е з­ ной и револю ц и онн ой вещ ью . Н аверное, нелиш не б у дет сказать не­ сколько слов о со зд ател ях «первой сибир­ ской ф ильмы ». Р еж и ссер Иван Григорьевич К алабухов бы л одн окаш н и ком Гарденина по драм ати ч ески м курсам при М осковском Х удож ественном театр е. В годы р ево лю ­ ции и п осле н ее рабо тал в Т омске. В 1918 году зд есь, по инициативе и звестн ого си­ би р ско го о бщ ествен н о го д ея тел я В. Д. Вег- м ана, бы ла со зд ан а П ервая С и бирская д р а­ м атическая студия. Ею р уководи ли И. Г, К алабухов и Э. Л. Ж и д ловская. В скоре они объединились с приехавш ей из Костромы родственной студией А. Д. П опова, тож е ученика С таниславского, впоследствии на­ р о д н о го артиста СССР. О бъединенная труппа, назы вавш ая себ я «Театр вольных м астеров» (ТВОМАС), око л о го д а успешно вы ступала в Т ом ске. П отом костром ичи уехали, но театр остался, только название у него стало д р у го е: «Театр студийных по­ становок». В м ае 1924 го д а этот театр во главе с К алабуховым прибы л на гастроли в Н овониколаевск. Он вы звал больш ой ин­ тер ес зри телей не только со д ер ж ател ьн ы ­ ми спектаклям и («С вадьба Ф игаро» Бом ар­ ше, «Спартак» В олькенш тейна и др.), но и м ан ер о й игры. З ан авес бы л все время поднят, игра вы носилась не только на прос­ цениум, но й в зрительны й зал, который вр ем ен ам и как бы сливался со сценой. Д е­ лались д а ж е попытки вовлечь зр и теля в игру. С ловом , по М ей ерхольду, в духе его револю ц и онн ой публицистики. Реж иссер- новатор привлек вним ание С ибгоскино. Владимир Зазу б р и н , авто р знам енитого р о м ан а «Д ва м ира», стал к том у врем ени ведущ им сибирским п и сателем . Талантли­ вым п исателем бы л и заведую щ и й Сибгос­ кино М аксимилиан Кравков. Эти м о л о д ы е лю ди задались- д е р зк о й це­ лью созд ать на м атер и ал е револю ционной истории С ибири «киноф ильм у». Т рудно п редставить зад ачу , б о л е е слож ­ ную для тех лет. Не хватало сред ств: стра­ на ещ е бы ла бед н а, голодна, р азо р е н а. Не хватало кадр о в. О ткуда им бы ло взяться! О течественн ое ки н о п р о и зво дство делало лишь п ервы е шаги. К райне слабой , если не убогой, бы ла н техническая б аза. О па­ вильонах речи не велось. Н е бы ло опыта. И Калабухов, и Зазу б р и н , и К равков, види­ м о, лишь п онаслыш ке знали, как делаю тся ф и льм ы . О д н о с и збы тком бы ло у м оло­ дых энтузиастов: кипучая эн ергия и горя­ чее ж елан и е р ассказать язы к о м кино о не­ давн ем гер о и ч еск о м п рош лом родного края, поставить хоть какую -то препону за­ топлявш ей экраны заграничной кинохалту­ ре, пош лым и и деологически вредн ы м бое­ викам в р о д е «Индийской гробницы », «Дья­ вола прерий», «Воспитанницы леопардов»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2