Сибирские огни, 1982, № 2
нам строят п од р у к о во д ство м наш его ху дож ника. Р еп ертуар: «На дне» М. Г орько го, « Р еви зор» Н. В. Гоголя и одноактная пьеса «П оследний ден ь П ариж ской к о м муны» с бо льш им кон ц ертны м отделени ем . У нас есть певцы , к хор, и оркестр...» Как-то в о д н о м сел е, пока им готовили сцену, к Гарденину п одсел си вобород ы й дед. С вернул цигарку, л о вко вы сек к р еса лом огонь, протянул кисет Гарденину. — С п робуй, п аря, наш его, м уж ицкого. — С пасибо, не курю . — М ож ет, и водку не потребляеш ь? — дед л у каво прищ урил глаз. — И водку не пью. — Ыхх! Д е д д а ж е поперхнулся табачны м ды м ом . П рокаш лявш ись и н едо вер чи во покачав головой, он спросил: — А ты, п аря, того... не загибаеш ь? Лю ди сказы ваю т, ваш бр ат б е з вина и дня не живет. "Вечер на сц ен е, а ночь в рестар ан - тах с цы ганкам и отплясы ваю т. Пока Гардении обдум ы вал, как ответить, чтобы не о би деть словоохотливого старич ка, тот при бли зи л к нем у вплотную сле- зящ иесяі с д о б р о д уш н о й лукавинкой гла за, дохнул креп чайш им сам о садо м . — Слыш ь, а спина у тя не болит? — Это отч его же? — Ды к, это сам ое... не в оби ду будь ска зано... Вы ламы ваеш ься-то, поди, кажный день? Н ар о д потеш аш ь. Гардении от душ и р ассм еялся. Он понял, что д ед , как и больш инство сельских ж и те лей, д о сих п ор видел только бродячи х акробатов. Д ругих артистов не знает. ...Наступал веч ер . П лощ адь наполнялась народом . Гарденин вы ходил к зр и тел ям и перед зан а в есо м в кр атко м вступительном слове объ ясн ял , что так о е театр, что они сегодня покаж ут, какова цель их п оездки, организованной С оветской властью . С пектакль каж ды й р а з слуш ался с на пряж енным вним анием , приним ался во сто р женно. П осле его окончания к р естьян е подходили п отрясен ны е, возб уж д ен н ы е, за давали м ассу воп росов, благодарили... И у актеров эта п о езд к а оставила н езаб ы вае мые воспом инания. П осле гастролей Гарденин выехал в М о скву — реш ить р я д во п росов с р еп ер ту а ром и по други м д ел ам . В Н ар ко м п р о се (в ведении к о то р о го находились тогда и театры) ем у сообщ или: — Вас вы зы вает нарком . Не б е з волнения входил Гарденин в к а бинет чело века, п о льзовавш егося о гр о м ной п опулярностью ср ед и работников куль туры и искусства. Луначарский огорош ил его во п р о со м : — Зн аете, что вы наделали своей п о езд кой по Алтаю? :— Нет, Анатолий Васильевич, не знаю . Если в чем ош ибся... но, право, йе знаю . Луначарский выш ел и з-за стола, тем ны е живые глаза его за стеклам и пенсне за искрились см ехом . — Вот что вы н аделали своей п оездкой : продразверстка со б р ан а полностью только там, гд е бы ли ваши спектакли. О бъ являю благодарность вам и всей труппе! Зимний сезо н 1920/21 года труппа р а б о тала в Бийске. «...О тнош ение бийчан к- театру и, в част- ности, ко мне, незабы ваем о! — пишет Гар денин.— О собен но восторж ен н о приним а ла наши спектакли м о л о д еж ь. Мы все — и я о со бен н о — убеж дали сь в силе в о зд е й ствия спектаклей, в силе театральн ого ис кусства, ещ е креп че чувствовали ответст венность за сврю работу. А работать при ходилось м ного, очень м ного, о со бен н о м не, как руководителю и реж и ссер у . Н адо бы ло обучать м о ло д еж ь, продвигать ее дальш е. П риходилось обучать и техниче ский п ерсон ал сцены. Ведь театра в Бийске до нас не бы ло, не бы ло и рабочих сцены. И осветителям все объяснить, и рабочим показать, как ставить декораци и , р асп о л о жить м еб ел ь, д аж е как постелить ко вер . А ведь я ещ е был и актер о м , н адо бы ло работать над ролью , создавать о б р азы . Вся ж изнь бы ла в театре... «Мой путь тернист, но я не сойду с него», — говорит трагик Н есчастливцев в п ьесе А. Н. С )стровского «Лес». Эта наш а привязанность к терн и сто му пути театральн ого искусства о б ъ ясн яет ся волнующ им и радостям и , к о то ры е дает творческий успех, и глубоким у д о в л етв о р е нием, к о то р о е получаеш ь, когда видишь великую силу воздействия этого искусства. Вот почем у п ер и о д работы в Бийске явл я ется в м оей ж изни волнующ им , н езаб ы вае мым . О н дал м н е м ного опыта и м н ого сил для дальнейш ей работы . П ритом это были п ервы е годы С оветской власти, п ер вы е годы работы в новых условиях, когда м о ж н о бы ло п о-настоящ ем у разверн уть р або ту в театре...» В н о яб р ьско м н о м ер е ж урн ала «Театр» за 1967 год бы л п ом ещ ен очер к Н. Булгак «На радость лю дям ». В нем теп ло р асск а зы валось о жизни М осковского д о м а вете ран ов сцены, в том числе и о Гарденине. У пом иналось о его п о езд к е по А лтаю в 1920 году. В скоре после этого В ладимир Владимирович получил письм о из р е д а к ции газеты «Алтайская правда» с п росьбой подели ться своим и воспом инаниям и о р а б о те на Алтае. Он охотно откликнулся. Его статья бы ла опубликована '11 ф ев р ал я 1968 года. И вот почтальон стал приносить ем у письма с Алтая. О казы вается, и ч е р е з со р о к с лиш ним лет наш лось н ем ало лю дей , ко то ры е помнили и лю били его. Вот одн о из этих писем. «Владимир Владимирович! П ривет из А лтайского края от учительни цы -пенсионерки. Всю ж изнь я м ечтала ког да-нибудь встретиться с вами и п ер едать вам о гр о м н о е спасибо. С пасибо за ваш у игру на сцене, спасибо за те чудесны е спектакли, которы е я ви дела в Бийске в м о ло д ы е годы и ко то ры е сохранились в м оей памяти д о старости. Я бийчанка. Я и м ои братья и д а ж е мать — мы все жили вашими спектаклями. О чень пам ятен м н е «Гамлет», «Ревизор», «На дне», «П авел I», «Ц арь-Голод» с вашим участием в главных ролях. И звините м еня за это послание. Н е давн о в газете «Алтайская правда» я встр е тила вашу зам етку о п о езд к е по Алтаю , и м н е захотелось написать вам м н ого лет не вы сказанны е слова благодарности. Р ед ак ция газеты бы ла настолько лю б езн а, что по м оей п р о сьб е сообщ ила м н е ваш ад р ес. ■Еще р аз б о л ьш о е спасибо! Долгих и счаст ливых лет жизни вам! Всего до бр о го ! С уваж ением С околова Зо я Васильевна, 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2