Сибирские огни, 1982, № 2

— Х орош о, — говорит, — п о езж ай те и поработай те. Но один костю м р азв е уст­ роит? — Л учш е один, чем ничего. — Д а, да, конечно. И он садится писать записку. Исписал ц е­ лый листок и протягивает м не. Уж е на улице я разво р ачи ваю и читаю. «Сш ейте срочно В. В. Гарденину сл ед у ­ ющ ие костю мы : ф р ак, сю ртук и ещ е один пидж ачный костю м , к р о м е готового из пьесы У айльда. Все с р ассроч кой на пять лет п од м о е поручительство». И подпись. Вот это сю рп ри зі Милый, м и ­ лый д я д я Костя, спасибо!..» Так в 1911 году Гарденин вп ервы е ока­ зал ся в Сибири, в О м ске. С езон откры лся п ьесой А. И. С ум батова-Ю ж ина «Дж ентль­ м ен». Но случилась н еувязка: один из ве­ дущ их актеров не приехал. О н долж ен бы л играть гр аф а О стергаузена. Р еж и ссер вы звал Гарденина. — Хочу предлож ить вам для п робы роль О стер гау зен а. Опыта у вас, конечно, м ал о ­ вато, но, надею сь, ш кола Х удож ественного театра вы везет. Знам енитая ш кола. — Весьма б лагодарен . — Учтите: роль с н ем ец ким акцентом . — Я владею н ем ецким , зн ак о м с акц ен - тами. — Вот как? П рекрасно. С егодн я ж е нач­ нем реп ети ровать. Гарденин с увлечен ием работал над р олью и справился с ней неплохо. После этого м о л о д о м у актеру часто стали давать главны е роли. П ервый сезо н в провинции прош ел с успехом . П осле О м ска были Тифлис, Н ово р о с­ сийск. З д есь прои зош ла у него пам ятная встреча со С таниславским. Он так о ней р ассказы вает. «Идет пьеса Ростана «О рленок». Я играю О рлен ка, сына Н аполеона, гер ц о га Рейх- ш тадтского. Спектакль — не п р ем ьер а, и дет в пятый или ш естой р а з. Вижу в ан­ тракте какое-то волнение, суетню на сцене. О со б ен н о вним ательно и тщ ательно все обставляется и п р о вер яется — точно п ре­ м ьер а. Я занят ролью , не о бр ащ аю внима­ ния. Но вот спектакль окончен, р азд еваю сь, разгри м и ровы ваю сь. В бегает в уборную ко м н е адм и н и стратор и с волн ен и ем го­ ворит: — На сп ектакле бы л Станиславский! Он п р о езд о м в Сочи, завтра у езж ает на п ар о ­ ходе, а сейчас придет к вам. Я вскакиваю , в д вер ях Константин С ер ­ геевич, говорит: — Увидел на сц ен е зн ак о м о е лицо, ус­ лыш ал знакомы й голос. Э-э! Д а это ж е наш. М олодец! Хвалю работу. Б еседуя, вм есте вышли на сцену, а там уж е собрали сь все участники спектакля во главе с р еж и ссер о м — приветствовать Ста­ ниславского. Константин С ергееви ч л ю б е з­ но обратился ко всем и пригласил нас в р е ­ сторан поужинать с ним...» П осле Н овороссийска — сезо н во Влади­ кавказе, О р л е, М осковском К ам ерн ом те­ атре. Но Камерный театр о к азался в тя- ж ел о м м атери альн ом полож ении, п отерял п ом ещ ение, и Гарденин у езж ает в Иваново. О сенью 1917 года он снова в О м ске, в ан­ тр еп р и зе Г. К. Н евского. З д есь встретил Ве­ 140 ликую О ктябрьскую социалистическую ре­ волю цию . «С обрания, митинги, радость! Н ачинается новая ж и зн ьі» — во сто рж ен н о пишет он в своих воспом инаниях. Г арденина вы бираю т от театр а уп олн ом о­ ченным по связи с С о вд еп о м . Выполняя директивы С овета, он д о б и вается от ан тре­ п р ен ер а р я д а улучш ений в д е л е , а глав­ н о е — повыш ения ставок н и зкооп лачи вае­ мы м актерам . В эти бу р н ы е дни он вп ер вы е пробует себ я в р еж и ссу р е. Поставил несколько пьес д л я р аб о ч его зр и теля. Они прошли с успехом . О дн ако, старан иям и Г. К. Нев­ ского, п р о д о лж ал и оставаться в р еп ертуаре о ткр о вен н о пош лы е пьесы , услаж давш ие невзы скательны й вкус обы вател я: «Погиб­ ш ая девчон ка», «М илы е п ри зраки » и даж е «Ц арь И удейский» — рели ги озны й боевик вели кого кн язя Константина Р ом ан ова. Они не м огли дать тво р ч еск о го удовлетворения Гарденину. К том у ж е, его д авн о тянуло по­ пробовать свои силы на сам остоятельной работе. З а п лечам и бы л уж е солидный опыт, неп лохое зн ан и е условий про­ винциального театра. Н астала п о р а п рим е­ нить на практике то, чем у учил Станислав­ ский. Весной 1918 года, п о сл е окончания се­ зон а, в О м ск е со б р ал о сь м н ого актеров из разны х го р о д о в страны . Реш или создать труппу и соверш ить гастрольн ую поездку по го р о д ам С ибири. Р уководи телям и вы­ брали Г арденина и актрису Громецкую (вск о р е она выш ла из д ел а). В м а е труппа прибы ла в Каинск (ны не К уйбыш ев Ново­ сибирской области) и зд есь н адо л го за­ стряла. Таеж ным п о ж ар о м началась и про­ ш ла по С ибири ко н тр р ево лю ц и я, начавш ая­ ся с м ятеж а чех о сл о вац к о го корп уса. Мо­ л о д ая н ео кр епш ая С оветская власть пала п од соед ин ен н ы м натиском врагов. Когда наступило о тн о си тел ьн о е затишье, актеры сели на п ар о х о д и Поплыли вверх по О би на юг, в сторон у Бийска, м ален ько­ го старинного го р о д к а, затер явш его ся где- то в п р ед го р ьях Алтая. Там, они слышали, им еется отм енны й Н ародны й д о м — есть гд е играть, и публика н е и зб ало в ан а теат­ ром , и — что такж е н ем ал о важ н о — жить д еш ев л е и сы тнее, чем в со тр ясаем ы х ре­ волю цией крупных промыш ленны х центрах. А ктеры оставались актерам и . Им нужно бы ло зарабаты вать свой хлеб. Д ругой ра­ боты они не знали. 4 Л етом 1920 года, по м андату Сибревко- ма, бийская д р ам ати ч еск ая труппа совер­ шила агитационную п о езд к у по селам Алтайской губернии. Это бы ла п ер вая гаст­ рольн ая п о езд к а со ветско го театр а по Ал­ таю . С и б р евко м п ри давал ей б о л ьш о е зна­ чение в д е л е агитации крестьян ской массы за С оветскую власть. «Как д ал еки бы ли условия тогдаш них га-, стролей от тепереш них, — всп ом и н ает Гар­ денин. — Наш тран сп орт — телеги и ло­ ш ади. В езем все дек о р ац и и , костю мы , ке­ р о си н о во е о свещ ен и е д л я сцены . Играем на площ адях, на во зд ухе, ко гд а солнце зай д ет и стем неет. С цену в к аж д о м селе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2