Сибирские огни, 1982, № 2
— Х орош о, — говорит, — п о езж ай те и поработай те. Но один костю м р азв е уст роит? — Л учш е один, чем ничего. — Д а, да, конечно. И он садится писать записку. Исписал ц е лый листок и протягивает м не. Уж е на улице я разво р ачи ваю и читаю. «Сш ейте срочно В. В. Гарденину сл ед у ющ ие костю мы : ф р ак, сю ртук и ещ е один пидж ачный костю м , к р о м е готового из пьесы У айльда. Все с р ассроч кой на пять лет п од м о е поручительство». И подпись. Вот это сю рп ри зі Милый, м и лый д я д я Костя, спасибо!..» Так в 1911 году Гарденин вп ервы е ока зал ся в Сибири, в О м ске. С езон откры лся п ьесой А. И. С ум батова-Ю ж ина «Дж ентль м ен». Но случилась н еувязка: один из ве дущ их актеров не приехал. О н долж ен бы л играть гр аф а О стергаузена. Р еж и ссер вы звал Гарденина. — Хочу предлож ить вам для п робы роль О стер гау зен а. Опыта у вас, конечно, м ал о вато, но, надею сь, ш кола Х удож ественного театра вы везет. Знам енитая ш кола. — Весьма б лагодарен . — Учтите: роль с н ем ец ким акцентом . — Я владею н ем ецким , зн ак о м с акц ен - тами. — Вот как? П рекрасно. С егодн я ж е нач нем реп ети ровать. Гарденин с увлечен ием работал над р олью и справился с ней неплохо. После этого м о л о д о м у актеру часто стали давать главны е роли. П ервый сезо н в провинции прош ел с успехом . П осле О м ска были Тифлис, Н ово р о с сийск. З д есь прои зош ла у него пам ятная встреча со С таниславским. Он так о ней р ассказы вает. «Идет пьеса Ростана «О рленок». Я играю О рлен ка, сына Н аполеона, гер ц о га Рейх- ш тадтского. Спектакль — не п р ем ьер а, и дет в пятый или ш естой р а з. Вижу в ан тракте какое-то волнение, суетню на сцене. О со б ен н о вним ательно и тщ ательно все обставляется и п р о вер яется — точно п ре м ьер а. Я занят ролью , не о бр ащ аю внима ния. Но вот спектакль окончен, р азд еваю сь, разгри м и ровы ваю сь. В бегает в уборную ко м н е адм и н и стратор и с волн ен и ем го ворит: — На сп ектакле бы л Станиславский! Он п р о езд о м в Сочи, завтра у езж ает на п ар о ходе, а сейчас придет к вам. Я вскакиваю , в д вер ях Константин С ер геевич, говорит: — Увидел на сц ен е зн ак о м о е лицо, ус лыш ал знакомы й голос. Э-э! Д а это ж е наш. М олодец! Хвалю работу. Б еседуя, вм есте вышли на сцену, а там уж е собрали сь все участники спектакля во главе с р еж и ссер о м — приветствовать Ста ниславского. Константин С ергееви ч л ю б е з но обратился ко всем и пригласил нас в р е сторан поужинать с ним...» П осле Н овороссийска — сезо н во Влади кавказе, О р л е, М осковском К ам ерн ом те атре. Но Камерный театр о к азался в тя- ж ел о м м атери альн ом полож ении, п отерял п ом ещ ение, и Гарденин у езж ает в Иваново. О сенью 1917 года он снова в О м ске, в ан тр еп р и зе Г. К. Н евского. З д есь встретил Ве 140 ликую О ктябрьскую социалистическую ре волю цию . «С обрания, митинги, радость! Н ачинается новая ж и зн ьі» — во сто рж ен н о пишет он в своих воспом инаниях. Г арденина вы бираю т от театр а уп олн ом о ченным по связи с С о вд еп о м . Выполняя директивы С овета, он д о б и вается от ан тре п р ен ер а р я д а улучш ений в д е л е , а глав н о е — повыш ения ставок н и зкооп лачи вае мы м актерам . В эти бу р н ы е дни он вп ер вы е пробует себ я в р еж и ссу р е. Поставил несколько пьес д л я р аб о ч его зр и теля. Они прошли с успехом . О дн ако, старан иям и Г. К. Нев ского, п р о д о лж ал и оставаться в р еп ертуаре о ткр о вен н о пош лы е пьесы , услаж давш ие невзы скательны й вкус обы вател я: «Погиб ш ая девчон ка», «М илы е п ри зраки » и даж е «Ц арь И удейский» — рели ги озны й боевик вели кого кн язя Константина Р ом ан ова. Они не м огли дать тво р ч еск о го удовлетворения Гарденину. К том у ж е, его д авн о тянуло по пробовать свои силы на сам остоятельной работе. З а п лечам и бы л уж е солидный опыт, неп лохое зн ан и е условий про винциального театра. Н астала п о р а п рим е нить на практике то, чем у учил Станислав ский. Весной 1918 года, п о сл е окончания се зон а, в О м ск е со б р ал о сь м н ого актеров из разны х го р о д о в страны . Реш или создать труппу и соверш ить гастрольн ую поездку по го р о д ам С ибири. Р уководи телям и вы брали Г арденина и актрису Громецкую (вск о р е она выш ла из д ел а). В м а е труппа прибы ла в Каинск (ны не К уйбыш ев Ново сибирской области) и зд есь н адо л го за стряла. Таеж ным п о ж ар о м началась и про ш ла по С ибири ко н тр р ево лю ц и я, начавш ая ся с м ятеж а чех о сл о вац к о го корп уса. Мо л о д ая н ео кр епш ая С оветская власть пала п од соед ин ен н ы м натиском врагов. Когда наступило о тн о си тел ьн о е затишье, актеры сели на п ар о х о д и Поплыли вверх по О би на юг, в сторон у Бийска, м ален ько го старинного го р о д к а, затер явш его ся где- то в п р ед го р ьях Алтая. Там, они слышали, им еется отм енны й Н ародны й д о м — есть гд е играть, и публика н е и зб ало в ан а теат ром , и — что такж е н ем ал о важ н о — жить д еш ев л е и сы тнее, чем в со тр ясаем ы х ре волю цией крупных промыш ленны х центрах. А ктеры оставались актерам и . Им нужно бы ло зарабаты вать свой хлеб. Д ругой ра боты они не знали. 4 Л етом 1920 года, по м андату Сибревко- ма, бийская д р ам ати ч еск ая труппа совер шила агитационную п о езд к у по селам Алтайской губернии. Это бы ла п ер вая гаст рольн ая п о езд к а со ветско го театр а по Ал таю . С и б р евко м п ри давал ей б о л ьш о е зна чение в д е л е агитации крестьян ской массы за С оветскую власть. «Как д ал еки бы ли условия тогдаш них га-, стролей от тепереш них, — всп ом и н ает Гар денин. — Наш тран сп орт — телеги и ло ш ади. В езем все дек о р ац и и , костю мы , ке р о си н о во е о свещ ен и е д л я сцены . Играем на площ адях, на во зд ухе, ко гд а солнце зай д ет и стем неет. С цену в к аж д о м селе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2