Сибирские огни, 1982, № 2
дежи, худож н и ком , п отрясавш им сер д ц а, властительницей наших дум . Я видел Ко- м иссарж евскую м н ого р а з в р азн ы е п е риоды е е деятел ьн о сти и почти во всех р о лях е е р еп ер ту а р а. Как-то во в р ем я гаст ролей П етер б у р гск о го А лексан д р и й ско го театра п о н адо би л ась д л я м ассовки м о л о дежь. П ригласили нас, студентов,— участ ников д р ам ати ч еск о го круж ка. Я первый раз в ж и зни участвовал в п р о ф есси о н ал ь ном сп ектакле на сц ен е театр а и с волн е нием следи л за К ом и ссарж евской и е е партнерами... Вера Ф е д о р о в н а бы ла очень вним ательна к нам, м о л о д еж и , б ес е д о в а л а с нами на репетициях, а п осле спектакля, хотя бы ла сильно у том лен а, п озвал а м ен я к с е б е в гримировочную , чтобы п ер ед ать о б ещ ан ную ещ е утр о м свою ф о то гр аф ию . П одпи сывая е е м н е на пам ять, она гово р и л а о великом и тр у д н о м призвании актер а и со ветовала, р а з м ен я влечет театр, отдаться этому п ри зван ию и не бо яться терний, ко торые н еи зб еж н ы на этом поприщ е. — З ато как п р екр асн ы р о зы искусства!— добавила она с о б о д р я ю щ ей улы бкой...» В эти годы Гардении им ел возм ож н ость посмотреть и крупнейш их зар у б еж ны х а р тистов, п р и езж авш и х на гастроли в Москву: Коклена, Рож ана, Д у зе. С Э л ео н о р о й Д у зе ему у д ал о сь д в аж д ы п о беседо вать. Вели кая итальянская актри са теп ло п ри н яла и обласкала р у сск о го студента. «...м оей м ечтой п о сл е окончания ун и вер ситета, — пиш ет он, — бы ло поступить на драм атические курсы при Х удож ественном театре. И вот наступил 1905 год. Я на по следнем к у р се, кончаю учебу. Но все со б ы тия этого го д а зад ер ж ал и выпуск, а затем в числе други х участников револю ционны х событий я бы л вы слан из Москвы. Н адо устраи ваться на работу, а диплом и др у ги е до ку м ен ты в ун и верси тете оста лись. О сен ью 1906 го д а реш аю поехать в Москву н елегальн о. В ун и верси тете и п р о фессура, и р ек то р пош ли навстречу. П ер ед отъездом реш ил зайти в контору Х удож е ственного театра. — Э кзам ен ы вч ер а кончились,— сказал инспектор театра; зам ети в м о е р асстр о ен ное лицо, до бави л: — Завтра ком иссия со бирается, б у д ет дополнительны й эк зам ен для двух д евуш ек со второго курса. При ходите, я п опрош у ком иссию , м ож ет, вас пропустят. Я см о трю на него диким взгл ядо м , хочу сказать, что я высланный, и... м олчу. А он еще л а с к о в е е приглаш ает. — Завтр а утром , к одиннадцати часам . П осле больш ой душ евной б о р ьбы реш ил все-таки пойти. Н е поступать, конечно, а просто узнать от авторитетны х лю дей , есть ли у м ен я способн ости , м огу ли я в буду щем пойти на сцену. Э того м ало, что м еня хвалили в наш ем университетском круж ке, пусть скаж ут м астер а театра. Приш ел. У знаю , что м ен я допустили к экзамену. С траха экзам ен ац и о н н о го нет. Есть р ад о сть и тв о р ч еск о е волнение. М еня слушают, п р о вер яю т. Помучили о сн о ва тельно и сообщ аю т, что нужно ещ е подго товить отры вок из пьесы , дней ч е р е з во сем ь-десять показать. П артнеров получу на втором курсе. Хожу на курсы , готовлю отры вок. Сдаю ... к принят! Нет, уезж ать невозм ож н о! П ерем ен и л квартиру. П оселился у н езн ако м о й хозяй ки, живу по чуж ом у паспорту. Занятия с такими педагогам и , как В. В. Л уж ский, И. М. М осквин, В. И. К ачалов, б е седы , к о то ры е проводил с нами К. С. Ста ниславский, захватили м ен я, окунули в ат м о с ф е р у и культуру Х удож ественного теат ра. Так закончились м ои колебан и я и со м нения, был окончательно реш ен во п рос м о его призвания. В скоре вы явилась возм ож н ость обучаться р еж и ссу р е. В отры вке, поставленном м ною на эк за м ен е сам остоятельн о, Станислав ский обн аруж и л у м ен я способности р е ж и ссер а, о чем я д о сих п ор не дум ал и не п о д о зр е вал . Он п р едл ож и л заним аться как с лабо р ан то м . Тронутый таким вним а н ием и чуткостью , я не м ог м олчать И со зн ал ся ем у, что я высланный и ж иву н е легальн о, под чуж ой ф ам илией. — Ну и м олчите о б этом , и я буду м о л чать,— сказал Константин С ергеевич. Но затем , узнав о м о е м зн ако м стве с сем ьей П левако (с сы ном зн ам ен и того адвоката я учился в университете), свя зал ся с ним, и они начали хлопотать о б о мне. Эти хлопоты и п ереп и ска затянулись бо л ь ш е года, и только весной 1908 года бы ло получено р азр еш е н и е на м ою прописку в М оскве. Так начинался м ой сценический путь...» 3 В 1910 году Гарденин стал ак тер о м теат р а Н ар о дн о го д о м а в М оскве. Но п робы л зд есь н едолго. Приехавший из Тифлиса Иван М озж ухин, его новый знаком ы й (впо- .следствии популярнейш ий актер н ем о го кино), стал уговаривать: — П о ед ем в нашу труппу, в гфовинцию ! Д л я м о л о д о го актер а там бо л ьш е во зм о ж ности р азвер н у ться, показать себя. Д ел о у нас поставлено вполне солидно, ан тр е п р ен ер Заречны й им еет средства, увлечен театр о м , д ен ег не ж алеет. Р еж и ссер и зве стный теб е Туганов. С езоны в о ч е р ед ь : О м ск и Тифлис. Белый свет повидаеш ь, ис пытаеш ь судьбу. С оглаш айся! Гарденйн реш ил подписать д о го во р . Его давн о тянуло, поглядеть новы е м еста. В сущ ности, он нигде ещ е не был, к р о м е Польш и и Москвы. Какая она, м атуш ка- Россия?.. К том у ж е, хотелось и бо л ьш его п р о сто р а д л я работы , сам остоятельности. С лава многих знам ениты х м астер о в рус ской сцены : Е рм оловой, Д альск ого, К ом ис сарж евской , О р л ен ева начиналась там , в провинции. П очему бы и в сам о м д е л е не испытать судьбу?.. «О дно стало м ен я см ущ ать, — всп ом и нает он,— Нуж ен свой га р д ер о б в провин ции. Я вспомнил, что д л я выпускных сп ек таклей нам шили костю мы , и м о ж н о бы ло п ри обрести их со скидкой в п ятьд есят процентов. Шил их первоклассны й м о ск о в ский портной Д ел ло м , которы й обслуж ивал Х удож ественный театр. Иду к нему. О н говорит, что нуж на за писка от Н ем и рови ча-Д ан чен ко или Стани славского. П рихож у к С таниславском у, р ас сказы ваю свои планы. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2