Сибирские огни, 1982, № 2
вики в эл вктр о театр ах «К осм орам а» и «Мир»!.. К слову сказать, и вр ем я-то д л я у вл еч е ния театр о м бы ло н еп о д х о д ящ ее. Н еспо койное, тр ев о ж н о е в р ем я. С оветская власть пала по всей С ибири, но в «Расее» она д ер ж ал ась на у ди вл ен и е креп ко, ус пеш но отбиваясь от бесчи слен ны х врагов. О тголоски этой б о р ьб ы докаты вали сь и до тихого когда-то Бийска. По его улицам по-хозяйски разгули вали чо п орн ы е бело- чехи в красны х штанах и диковинны х ф у раж ках, ры сили на своих н и зкорослы х л о ш адках м ед н о л и ц ы е, пахнущ ие д ы м о м ко чевий кар ак о р у м ц ы из ту зем н о го ди ви зи о на (алтайские националисты ), п ер л о н ап р о ло м п олуп ьян ое б ел о гв ар д ей ск о е воинство. Д ня не п роходи ло, чтобы не вели в тю рьм у или в к о н тр р азвед к у , в д о м купца Писка рева, избитых лю д ей в рваной р або ч ей или крестьян ской о д е ж д е . А на р ассвете, когда утихали д а ж е н еугом он н ы е бийские со б а ки, н ер ед к о до н о си л ся откуда-н и будь из п р и во к зал ьн о го л еса или с горы , от к л ад бищ а приглуш енны й р ассто ян и ем залп, чей-то о борван ны й крик... О бы ватель, на глядевш и сь и наслуш авш ись за ден ь всяких страхов, спеш ил п оран ьш е закры ть ставни, погасить свет, зап ер еть на все зам ки и за движ ки д вер и и ворота. О т греха подальш е. Но театр жил, р аб о тал и д а ж е начинал заво евы вать вним ание. Уж е в н о я б р е -д е к а б р е тон газеты «Алтай» м ен яется. «...С у д о вл етво р ен и ем н адо отметить улучш ающ ую ся с каж д ы м д н ем постанов ку пьес...» «...Уже со верш ен н о ясно д л я всех, что труппа чуж да каких бы то ни бы ло р ек л ам ных вы ступлений и п осильно стар ается слу жить искусству...» Л естного отзы ва удостоился и сам Гар дении, « человек не наживы , а с худож ест венны м стр ем л ен и ем » . Это бы ла вы сокая оц ен ка. В те годы м н оги е из кочующ их по росси й ской глу хом ани театральны х трупп не отваж ивались на с е р ь езн ы е пьесы , п редп очи тая р а зв л е кать публику пош леньким и водевильчикам и с танцам и и ди вер ти см ен то м . И в Бийске, как р ассказы ваю т старож илы , бы ло в о бы чае в антрактах и п осле спектакля устраи вать танцы — д л я р азв л еч ен и я зри телей и увели чени я сбо р о в. Гарденин с первы х ж е дн ей воспротивился этом у обы чаю и д о бился его отм ены . Он считал, что это н е совм ести м о с уваж ен и ем к вы соком у ис кусству театра. С ловом , д ел а труппы начали пом аленьку налаж иваться. Но в м ар те 1919 года, в свя зи с эп и дем и ей тиф а, колчаковцы заняли Н ародны й д о м п од госпиталь. А ктеры о к а зали сь не у д ел . П остановки возобн ови ли сь лишь п осле о кон чательного восстановления С оветской власти в го р о д е. Была зи м а 1919/20 года. О стались п озади д в е тяж елейш и е войны. М олод ая Респуб лика С оветов нап рягала силы в б о р ь б е с разр у х о й , го л о д о м , ти ф о м . Но, н есм о тр я на острую нехватку п о м ещ ен ий и средств, Бийский р евк о м одн им из первы х р асп о р я ж ений вернул Н ародны й д о м театру и о беспечи л ем у н ео б х о д и м ы е условия для работы . И вот театр, нетоплены й, с обветш алы м и за годы граж д ан ской войны дек о р ац и я м и и м еб ел ью , стал каж ды й веч ер наполняться 138 зр и телям и . Они си дели в за л е в полушуб. ках и п рож ж енны х у походны х ко стр о в ши нелях, у них бы ли б л ед н ы е от х о л о д а и не- д о ед ан и я лица. Но с каким ж ад н ы м инте. р е с о м следили они за разверты ваю щ им ся на сц ен е д ей ство м , с какой детской непо ср ед ствен н остью р еаги р о вал и на борьбу д о б р а со зл о м , на каж дую актер скую уда чу и неудачу! П ер ед н ачалом сп ектакля актеры , тол- каясь у неп рим етн ой щ ели в зан а весе, с во лн ен и ем р азгл яд ы в ал и би тком набитый, дыш авш ий м о р о зн ы м п ар о м , зал, сотни обращ ен н ы х в их сторон у глаз, блестевши* лю бопы тством , н етер п ен и ем , ожиданием радости... Д ля такого зр и тел я н ел ьзя б ы л о играть вполсилы . Это бы ло тр у д н о е, но прекрас н ое вр ем я д л я актеров. 2 В ладим ир В ладим ирович Г арденин (на стоящ ая его ф ам и л и я — Дитрих) р о д и л ся в 1882 году в м естеч к е А л ек сан д р о в Посад на грани ц е Ц арства П ольского с Герма нией, в с е м ь е ск р о м н о го п очтового чинов ника. О тец его, о дар ен н ы й м узы кант, вы нуж ден был и з-за недостатка ср ед ств уйти с п о сл ед н его курса В арш авской консерва тории. К ром е того, он н еплохо рисовал, С пособности к м у зы к е и ри сован ию рано п роявились и у старш его сына В олоди. Но л егч е всего давали сь ем у язы ки. Условия том у соответствовали. Д р у зь ям и его детст ва бы ли польски е дети. С ними он часто бегал ч е р е з границу, в Г ерм анию , поку пать сладости. П ограничники, р у сски е и не м ец к и е, относились к м алы ш ам благосклон но. Бабуш ка по м атер и х о р ош о знала итальянский, ж ен а д и р е к то р а там ож н и (они друж и ли сем ьям и ) бы ла ф ранцуж енкой. Н еудивительно, что способны й м альчи к ра но начал говорить на п о л ьско м и итальян ском , н ем ец к о м и ф р ан ц у зск о м язы ках. В 1899 году, п о сл е окон чан и я гимназии, он поступил в М осковский ун и верси тет сна чала на ф и зи к о -м атем ати ч еск и й , затем на и стори ко-ф илологи чески й ф акультет. Отец, о б р ем ен ен н ы й бо льш ой сем ьей , не мог пом огать ем у, и он вы нуж ден бы л зараба тывать на ж изнь реп ети то р ство м и перево дам и . Зн ан и е язы ко в п ри годи лось. Если д о ун и верси тета В ладим ир Гарде нин у влекался ж ивописью , язы кам и, музы кой, то зд е с ь , в М оскве, у него появилась новая, б о л е е сильная страсть — театр. И не м у д р ен о . В сту д ен чески е годы ем у посчаст ливилось см отреть игру крупнейш их масте р о в русской сцены — Е рм оловой , Савиной С треп етовой , Ш аляпина, С обинова, Стани славского, Д авы д о ва, В арлам ова, Дальско- го, К ом и ссарж евской , Н еж дан овой . Можно себ е представить, как п отрясли они душу вп ечатлительного юноши! Б ольш е всего ем у полю бился н ед авн о создан ны й Худо ж ественны й театр со С таниславским и Не м и р о ви чем -Д ан чен к о во главе, с пьесами Ч ехова и Г орького. А во о бщ е он успевал в езд е. «...Встает р я д о м чудный, неповторимый о б р а з великой К ом и ссарж евско й ,— пишет В ладим ир В ладим ирович в своих воспоми наниях.— О на тож е бы ла к у м и р о м моло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2