Сибирские огни, 1982, № 2

В. Гришаев СТРАНИЦЫ жизни А К Т Е Р А Г А РД ЕНИНА (Из истории театра в Сибири) 1 В кон ц е сен тя б р я 1918 года в засы п ан ­ ный ж ел то й листвой, н екогда тихий и сон ­ ный, а теп ер ь взб алам уч ен н ы й н едавним кон трреволю ц и он ны м п ер ев о р о то м у е зд і ный го р о д иш к о Бийск прибы ла на гастроли труппа, во згл ав л яем ая ак тер о м М осковское го К ам ер н о го театр а В. В. Г арденины м . В е е со ставе бы ли п редстави тели П етр о ­ градского (В. М. М аркова), М осковского (В. И. С н егурская, П. К. У ралов), К азан ско­ го (Р. В. Л о р ан ская), О м ск о го (А. П. Раич), Ростовского (И. С. А гапов), Т ом ского (А. П. Ц апин), К иевского (Н. Н. К азанский) и д а ж е Л ьвовского к о р о л евск о го театр а (худож н ик-декоратор К. И. Зайончковский). Настоящий Н оев ковчег, п орож ден н ы й не­ бывалым лю д ским во д о во р о то м гр аж д ан ­ ской войны і.. Но р еп е р т у а р они п ри везли добротны й . Вот лиш ь н ек о то р ы е и з пьес, заявленны х к п остан овке: «Живой труп» и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «На дне» М. Г орько­ го, «Лес» А. Н. О стровского, «Ц арь Ф е д о р Иоаннович» А. К. Толстого, «О рлен ок» Э. Ростана, «П отонувш ий колокол» Г. Га­ уптмана. В р асп о р я ж ен и е труппы бы л п р ед о став­ лен н ед ав н о п остроенны й Н ародны й дом — л у чш ее зр ел и щ н о е зд ан и е го р о д а. Сезон откры л ся 11 октября. По сущ еству, это бы л п ервы й театральны й сезо н в ис­ тории Бийска, д о сих п ор зн ак о м о го с те­ атральным искусством лишь по с а м о д е я ­ тельным постан овкам нем ногочисленны х лю бителей д а по р ед к и м н аезд ам п рови н ­ циальных гастр о л ер о в весьм а н евы сокого Уровня. «У нас есть С о б р ан и е (уж асн о скверн ое), где и м еется н еб о л ьш ая сц ен а и никуда н его д н ая д ек о р ац и я . В этом С обран и и д а ­ ю тся спектакли. Больш ей частью и граю т лю бители, потом у что актеры б о ятся за ­ езж ать к нам...»— так писал неизвестны й бийский х рон и кер в № 28— 29 ж у р н ал а «Театр и искусство» за 1906 год. Лишь в кон ц е 1916 год а на ср ед ства м естн о го м ец ен ата, отставного п олковника А. П. Копы лова бы л построен , по п роекту бар н ау л ьск о го архи тектора И. Ф . Н осови- ча, великолепны й Н ародны й до м , зр и те л ь ­ ный зал к о то р о го на 700 м ест бы л в то в р ем я одним из крупнейш их в Зап ад н о й С ибири. Этот д о м по своей архи тектуре и поны не остается украш ен и ем Бийска. В нем р азм ещ аетс я го р о д ск о й д р ам ати ч е­ ский театр. Д ебю т зае зж ей труппы н ел ьзя бы ло на­ звать удачным . На страницах го р о д ск о й газеты «Алтай» за 1918 год появились в те дни такие н евеселы е, хотя и п р етен д ую ­ щ ие на о стр о у м и е строки. 17 октября. «Театр не был «битком на­ бит», а д а ж е со всем н аоборот...» 25 о ктябр я. «Спектакли п р о д о лж аю т ид­ ти почти при полном отсутствии публи­ ки...» С обственно, ничего уди ви тельн ого в этом не бы ло. М ещ ане и купцы — о сн о в­ н ое н асел ен и е захолустного у езд н о го го­ р о д к а — о тр о д ясь не виды вали н асто ящ е­ го театра. Д ем о к р ати ч еск и е идеи, п рон и ­ зы вавш ие больш инство пьес, были им д а ­ леки и чуж ды . Куда б о л ьш ее у до во л ьст­ вие доставляли таким зр и тел ям п олуп ри ­ стойны е постановки гастроли ровавш ей в то в р ем я в зал е вольного п ож ар н о го о бщ ества ком еди й н о-оп ереточн ой труппы н ек о его М усницкого, город ской цирк с ф о к у сн и к а­ м и и клоунам и д а п о тр ясаю щ и е к и н о б о е­ 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2