Сибирские огни, 1982, № 2
двора. Он поехал прямо на старый овечий загон, где еще лежали трупы убитых, что бы самовольно забрать тело дяди Гоши. Обойдя всех убитых, он не нашел его. Тог да дядя Федя направился на сборню и стал расспрашивать: «Где брат Егорушцо? За чем он вам убитый-то? Отдайте...» И это всего час спустя после расправы над Ильей Тихомировым! Бандиты еще продол жали с пристрастием допрашивать Осетри на с Залясовым, скрывших свою «недодел ку», а тут явился Федор Большанин: «Где брат Егорушко?» Убивать-то их выводили вместе! Заговорщики очень спешили: по приказу свыше во второй половине дня они долж ны были выступить на соединение с дру гими деревнями, а еще надо было замести следы преступления. Они не могли допу стить, чтобы похороны убитых вылились в открытую скорбь всей деревни, наподобие демонстрации. Назначив группу мужиков из числа «помилованных», повстанцы веле ли вырыть яму рядом с кладбищем. Их же заставили поднять тела убитых и под уси ленной охраной привезти к выкопанной яме, свалить в нее трупы и зарыть. Родст венников и близких не допустили. Шла вторая половина дня 19 января. К нам во двор прискакали несколько вер ховых. Мы видели, как они спешились, как во дворе появилась тетя Маша, как на нее кричали, размахивая руками. На Рыжке въехало еще несколько человек. С ними в санях был и дядя Федя. И эти столпились возле тети Маши. Трое вооруженных уве ли ее со двора. То, что произошло через несколько ми нут, видела только Валя. Из записок сестры Валентины Своих дневников я никогда не вел — не видел в том надобности и полагался на без граничные* возможности человеческой памя ти. Когда же понадобились подробности минувшего, память оказалась не такой уж емкой, чтобы сохранять и удерживать все, как в лукошке. И тут мне попали в руки записки сестры, которой уже нет в живых. Читая их, я узнавал то, что было извест но только ей, припоминал и то, что, каза лось, стерто в памяти. Вот что писала Валентина Георгиевна о днях кулацкбго восстания: «Папу вызвали на сборню ночью. А по том к нам явились два мужика. Вели себя как разбойники. Забрали папино ружье, патроны. Искали еще оружие, но не нашли. Мама не хотела отдавать, ругалась с ними, но ее оттолкнули, пригрозили, что уведут с собой, взяли с кровати две подушки и сказали, что идет война, а подушки нужны им под седла. Нам строго наказали, чтобы никуда из дома не выходили. Остаток ночи мы не спали. Мама меня успокаивала, считая глупой, но я все по нимала и. видела, как она волнуется и стра дает. Где-то уже перед утром послышался ос торожный стук в окно. Мы не столько услы шали, сколько почувствовали: «Маша, вый- 132 ди!» Мама, в чем была, выскочила на улицу. Пробыла там недолго. Запыхавшая ся, молча полезла на печку, стала переша ривать, перебрасывать там всякую рух лядь. Я ее спрашиваю: «Там кто? Папа?»— «Молчи ты, никакого папы там нет. И ты ничего не слышала. Поняла?» Схватила она пимы, портянки, старую шапку, которую папа давно уже не носил, еще какую-то одежонку и убежала. Я слы шала под окном хруст снега, разговор. Слов было не разобрать, но голос был па пин. Мама снова вернулась, сильно расстроен ная, какая-то безнадежная. В руках у нее те же пимы и шапка. Она даже дверь за собой не притворила. Подошла к печке, с силой швырнула на нее пимы и шапку, оделась, взяла с вешалки шаль и сказала: «Скоро приду». Было очень страшно. Я тихонько плака ла, ждала маму и заснула. Проснулась — в избе светло. Сестренки спрашивают: «Где мама?» А ее все не было. От соседей моя подружка Таня прибежа ла. «А где у вас отец? Где тетя Маня?» — загадочно так спрашивает. Поняла, что я ничего не знаю, и все мне рассказала. В де ревне, говорит, восстание. Так и сказала — восстание. А я это слово впервые услы шала. Таня тогда говорит: «Всех коммуни стов ночью убили, и коммуны у нас боль ше не будет». И так спокойно, как про что-то обычное, как про куклы. Я с ней спорить, со слезами доказывать, что так не может быть, что никто нашего папу не убьет,— мы ничего плохого никому не сде лали, только недавно сюда приехали. Тогда Таня перестала говорить про это. Увидела квашню, с готовым тестом, сказала, что надо затоплять печь, и стала мне помогать. Уже и печка истопилась, а мамы все нет. Мы обляпались тестом, но хлеб испекли. Таня ушла. Сестренки плачут. Я их угова ривала-уговаривала и сама разревелась. Но что-то делать надо. Я девчонкам говорю: «Посидите одни, я схожу к дяде Ване и приведу маму». Они согласились». Далее содержание записок сестры со впадает с ранее рассказанным мной. Но за тем у нее говорится о том, чему она была единственным свидетелем: «Мы все ночевали в доме дяди Феди. Домой никто не ходил — там и делать не чего было. У нас ни скота, ни птицы еще не завелось и изба была чужая. На другой день мама послала меня на поить теленка во дворе дяди Вани. Я по шла в хлев и услышала шум в ограде. Мне стало боязно, я хотела скорей вернуться, но у самых ворот в пригон увидела много мужиков. Куда деваться? Так и осталась за плетнем, и все мне было видно. В руках у мужиков ружья и палки. А впереди всех, лицом ко мне, стоит дядя Федя. Его ру гают, толкают, кричат на него: «Веди! Здесь он». А сами не идут. Дядя Федя плачет: «Ребятушки, я ничего не знаю». А они кричат: «Врешь! Здесь он. Некуда ему деваться. Зови его, а то и тебя убьем». Дядя Федя распахнул ворота, сам прямо рыдает. Подошел к первому хлеву, позвал: «Егорушка, если ты здесь, выходи. Видно, нам всем смерть пришла...» И вот я увидела, как из хлева на коле нях выполз папа. Посмотрел кругом и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2